Слайд 1 Константин Алексеевич Коровин
(1861-1939)
Культура - защита жизни, искусство - прославление жизни.
Коровин
МБОУ
«ЧСОШ» Агафонова Геннриетта Виталиевна
Слайд 3К.А.Коровин – ярчайший представитель русского импрессионизма.
Искусство К.А.Коровина – явление глубоко национальное,
всей плотью и кровью связанное с российской действительностью рубежа 19-20 веков, с традициями отечественной живописи, с творчеством таких современников художника, как Серов, Врубель, Левитан, Чехов, Блок, Шаляпин…
Слайд 4Его яркие, сочные, жизнерадостные картины, так не похожие на работы передвижников,
напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в нашей жизни. И хотя многим творчество молодого Коровина казалось тогда чересчур буйным и несерьёзным, истинные знатоки живописи понимали, что являются свидетелем рождения большого мастера, большого колориста и поэта в живописи.
Слайд 5К.А.Коровин родился в 1861 году.
В 1875 году он поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурное отделение.
Но любовь к живописи всё-таки оказалась столь сильной, что с 1876 года юноша перешёл на живописное отделение.
Там он учился в пейзажном классе сначала у Алексея Саврасова, затем у Василия Поленова. Эти два художника оказали на формирование Коровина наибольшее влияние, хотя он внимательно всматривался, как в других классах преподавали Илларион Прянишников, Василий Перов, Евграф и Павел Сорокины.
Слайд 6Перов научил молодого художника видеть действительность так, чтобы видение было неразрывно
связано с личным его отношением к тому, что он создаёт.
Занятия с Саврасовым открыли перед Коровиным перспективу его собственного пути в искусстве. Именно выражение «чувства» было в его преподавании ведущим.
Поленов учил сознательному использованию изобразительных средств для выражения замысла художника, сознательному овладению законами изобразительного искусства. С помощью Поленова Коровин приходит к расширению цветовой палитры ради выражения эмоционального сюжета, то есть к работе цветом более активным, чем раньше.
Слайд 7Первые известные нам коровинские полотна относятся к концу семидесятых годов, времени
занятий молодого художника у Саврасова.
Эти пейзажи отмечены интересом к пленеру, очень светлой гаммой, стремлением передать световоздушное состояние природы.
Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже.
Несомненную связь с искусством Саврасова можно обнаружить в таких его работах, как «Ранняя весна» (1870-е) и «Последний снег» (1870).
Слайд 9Игорь Грабарь в своей монографии 1909 года справедливо подметил: «Коровин –
автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Всё то невероятное количество последних снегов , мартов и ранних вёсен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведёт своё начало, несомненно, от Коровина.»
Слайд 12Общение с Поленовым знаменуется в творчестве молодого живописца созданием «Портрета хористки»
(1883).
Эта работа с полным правом будет названа впоследствии «первой ласточкой» импрессионизма в России.
Слайд 14Вне всякого сомнения, « Портрет хористки» не только стал новым словом
в русской живописи, благодаря своим явно импрессионистическим чертам, но и обозначил принципиально новый этап в отечественном искусстве. До появления этого произведения не было создано нашими художниками произведения столь непосредственно передающего связь человека и окружающей среды во всем богатстве цветовых рефлексов, написанных со всей свежестью колористической гаммы.
Слайд 15Еще в 1909 году Игорь Грабарь со всей определенностью утверждал: «Как
бы ни было различно искусство двух последовательных эпох, найти между ними осязательную грань чрезвычайно трудно. Редко можно назвать художника, который при смене двух течений всецело принадлежал бы новому времени; обыкновенно отживающая эпоха накладывает на него ничем не стираемую печать. И все же, если бы нужно было назвать художника, с которого начинается история новейшего искусства в России, то колебаться здесь нельзя было бы. Это, несомненно, Константин Коровин».
Слайд 16В 1885 году Поленов вводит Коровина в среду мастеров, собиравшихся вокруг
известного московского любителя искусств С.И.Мамонтова. Сюда входили братья Васнецовы, Репин, Поленов, Остроухов и другие. Поводом для такого сближения послужила работа над оформлением спектаклей. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова, но, по свидетельствам очевидцев, на сцене появилась воздушность, пленер.
Слайд 17В оформлении таких опер, как «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе,
Коровин выработал те принципы, которые позже так сформулировал:
«Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета – сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра… Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета.»
Слайд 18На заработанные в первый сезон Частной оперы деньги Коровин уезжает в
1885 году в путешествие по Франции и Испании. Испанские впечатления целиком захватывают его. Щедрое солнце юга, слепяще яркие, «будто приснившиеся» краски, своеобразный народный быт, сильные характеры – всё это сливается в удивительно живой и цельный образ страны, созданный Коровиным в картине
«У балкона. Испанки Леонора и Ампара.» (1886)
Слайд 20Здесь и свободная пленерная живопись, и непринуждённая экспрессивная композиция, и внимательная
наблюдательность жанриста, подмечающего каждую типичную чёрточку в увиденном. Художник реализует в картине свою трактовку сюжета как эмоционального подтекста, который является для него основным.
Перед Коровиным раскрывается всё цветовое богатство природы, которое может быть использовано для выражения своих чувств.
Расширяются живописные возможности – колорит, красочная гамма, становится разнообразнее, «отзывчивее» (Коровин) и индивидуальнее сама манера.
Слайд 21В 1886 году он вместе с Левитаном получает звание неклассного художника
и, оказавшись совершенно независимым, ищет любых предлогов для путешествий. После двух заграничных поездок, 1885 и 1887 года, он отправляется в 1888 году на несколько недель в Италию, спустя полгода на Азовское море, оттуда в Крым и на Кавказ.
Слайд 22Коровин долго и трудно привыкает к каждому новому месту, которое почти
никогда сразу не становится объектом его художественных интересов. Блестящие по живописи, отмеченные непосредственностью и живостью переживаний, этюды и картины, которые кажутся выполненными по первому впечатлению, в действительности представляют результат долгой и сложной внутренней работы художника. Для Коровина увидеть – значит пережить. Не менее характерно и то, что к любой теме, будь то Париж, Кавказ, Крым или Волга, Коровин приходит через жанр, через изображение человека, живущего в этой обстановке.
Слайд 24Мальвы Саратовской губернии. 1889г.
Слайд 25Эстетические положения художника окончательно утверждаются в северных этюдах, которые он пишет
в 1894 году во время поездки с Серовым по Мурману и Норвегии.
Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студёные озёра, его бурые и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары яркого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - всё это является настоящим откровением Севера.
Слайд 29В северных этюдах посредством света, характеристики отдельных предметов Коровин передаёт своё
переживание, усиленное всё более проявляющими себя моментами психологизма. Причём в каждом из этих пейзажей есть оригинальный поэтический замысел, это не просто «виды», но «история души», говоря словами самого художника.
Слайд 30Так в картине «Ручей святого Трифона в Печенге» (1894) бледная голубизна
небес, жухлая зелень прибрежной травы, свинцовые отблески на почти неподвижной воде сплетены воедино спокойными переходами неяркого дневного света, и эта ровная, сдержанная, чуть приглушённая мелодия живописи внушает созерцательно-умиротворённое настроение, чувство глубокой душевной близости между человеком и природой.
Слайд 31Ручей святого Трифона в Печенге.
(1894)
Слайд 32Северные этюды ложатся в основу огромных декоративных панно, которые Коровин выполняет
для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Почти сразу после окончания работ в Нижнем Коровин получает новый заказ – оформление русского отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Парижская выставка приносит ему несколько золотых и серебряных медалей.
Слайд 33В 1901 году Коровин начинает преподавать в Московском училище живописи, одновременно
ведёт класс-мастерскую в Строгановском училище.
Из его мастерской вышли Б.В.Иогансон, С.В.Герасимов, А.М.Герасимов, М.С.Сарьян и другие.
Слайд 34Свою преподавательскую деятельность Коровин связывает с творчеством.
Со второй половины 1890 годов
палитра художника становится более яркой, напряжённой; серебристо серые гармонии сменяются полихромными. И само мировосприятие, запечатлённое в этих картинах, становится чем дальше, тем более динамичным и праздничным.
Прославлены коровинские изображения Парижа.
Первые из них праздничны по настроению, погружены в трепетно-мерцающее марево рефлексов солнечного света, дышат чистой, лёгкой, ничем не омрачённой радостью жизни. Это Париж дневной, Париж садов и парков.
Слайд 36В десятках полотен 1900-1910 годов запечатлён шум и блеск ночного Парижа.
Взгляд скользит по ним быстро, рассеянно, окунаясь в феерию неверных, мигающих огней, блуждая «в кабаках, в переулках, в извивах, в электрическом сне наяву». Париж предстаёт в этих картинах ослепительно прекрасным, но как бы миражным, маскарадным. Восхищение и беспокойство, увлечённость и смятённая неуверенность тут переплетаются. Нескончаемый карнавал Парижа несёт в себе какую-то призрачность. Зритель смотрит на дивное, волшебно-красивое зрелище зачарованным взором, но несколько вчуже.
Слайд 38Сравнительно немногочисленны портреты, написанные Коровиным.
Его портретные композиции дышат упоённой радостью
бытия, восхищённым преклонением перед красотой, молодостью, кипением жизни.
Слайд 39Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович.
(1886)
Слайд 42Для большей части картин, выполненных Коровиным на протяжении 10-х годов 20
века, характерно соединение мотивов пейзажа, натюрморта, интерьера. Очень часто художник как бы сопоставляет интимный мир человека и большой мир жизни.
Мы видим, например, розы украсившие столик на террасе, откуда виднеется море, скалы, синева полдневных небес.
Слайд 45Совершенно так же и многие коровинские интерьеры этого времени со всей
своей массой милых и простых деталей повседневного быта как бы вдвигаются, вплывают в большой, окрест лежащий мир.
В подобных сопоставлениях ясно сквозит желание художника найти соразмерность бесконечного многообразия жизни и обычного течения людской повседневности. Показать мир как родной, приветливый дом, где любая мелочь улыбается сверкающей красотой, - такова ведущая идея лучших полотен К.Коровина.
Слайд 47Уголок провинции (Переславль) 1905г.
Слайд 52С 1924 года и до дня своей кончины Коровин жил в
Париже. И до конца дней своих Коровин остаётся певцом природы, человеческих чувств.
«Красота и радость жизни,- пишет художник.- Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это моё пение за жизнь, за радость – это язычество… Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму…»