Презентация, доклад по ИЗО Внутренний мир русской избы. ( 5 класс)

Содержание

ЗАДАЧИ:Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе). Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в

Слайд 1Интерьер и внутреннее убранства крестьянской избы избы.
5 класс

Интерьер и внутреннее убранства крестьянской избы избы.5 класс

Слайд 2ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.
Развивать

творческую и познавательную активность.
Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе).
Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.
Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
ЗАДАЧИ:Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. Развивать творческую и познавательную активность. Формировать практические

Слайд 3План урока:
Беседа об интерьере русской избы.
Знакомство с её жизненно важными

центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство.
Постановка художественной задачи.
Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.
План урока:Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда,

Слайд 4ИЗБА
Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство.
Но сруб

так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».
ИЗБАМного сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы

Слайд 5«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно,

печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она

Слайд 7Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед

устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.
В тёплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка

Слайд 8Предания и обычаи
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев.

Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.
Предания и обычаиС печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой

Слайд 9«По щучьему велению»

«По щучьему велению»

Слайд 10«Колобок»

«Колобок»

Слайд 11«Гуси – лебеди»

«Гуси – лебеди»

Слайд 12«Волк и семеро козлят»

«Волк и семеро козлят»

Слайд 13«Ивашка из Дворца пионеров»

«Ивашка из Дворца пионеров»

Слайд 14«Царевна –лягушка»

«Царевна –лягушка»

Слайд 15Рабочее место хозяйки
Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в

углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Рабочее место хозяйкиРасположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа.

Слайд 16Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин

с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам.

Слайд 17Красный угол
Почётное место в избе – «красный угол» - находилось по

диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.
В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.




Красный уголПочётное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной

Слайд 18Рабочее место хозяина
Угол напротив печи, слева или справа от двери, был

рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками
и мелким ремонтом.
Рабочее место хозяинаУгол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же

Слайд 19Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась

– стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки

Слайд 20Скамьи и лавки
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели,

и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место
Скамьи и лавкиВдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они

Слайд 21Сундук
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, те

и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после
свадьбы в дом мужа.
СундукОдежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, те и сундуков в избе больше. Мастерили

Слайд 22ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Используя иллюстрации к сказкам и материалы презентации придумайте свою композицию

интерьера избы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАИспользуя иллюстрации к сказкам и материалы презентации придумайте свою композицию интерьера избы.

Слайд 23План урока:
Формирование групп.
Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской

избы (лепка).
Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями.
Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живёт?».
План урока:Формирование групп. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка). Работа в малых группах

Слайд 24ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В заранее подготовленной для макета коробке (возможно в коробке убрать

2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создать макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАВ заранее подготовленной для макета коробке (возможно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию),

Слайд 25Подведение итогов урока
В конце урока каждая группа рассказывает, кто живёт в

этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесённые игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.
Подведение итогов урокаВ конце урока каждая группа рассказывает, кто живёт в этой избушке (Дед, Баба и курочка

Слайд 26
спасибо за урок!

спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть