Презентация, доклад по ИЗО Русская вышивка

На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.

Слайд 1Русская вышивка 19 – 20 века
Выполнила учитель
изобразительного искусства
МОУ СОШ

№ 39
г. Магнитогорск
Бахтина С.К.
Русская вышивка  19 – 20 века  Выполнила учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 39 г.

Слайд 2На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX

в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.
На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли

Слайд 3Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина 1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ. Государственный Русский

музей

Примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески" — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.

Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина 1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ. Государственный Русский музейПримеры калужских, орловских, тульских

Слайд 4В средней полосе России был выявлен своеобразный район распространения народного шитья

в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучнее цветной шерсти.

Полотенце. 1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ. Государственный Русский музей

В средней полосе России был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда

Слайд 5Подзор. Фрагмент. Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ. Государственный Русский музей
В середине

XIX в. один очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты, травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва". Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.

Подзор. Фрагмент. Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ. Государственный Русский музейВ середине XIX в. один очагов

Слайд 6В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние

пласты народного орнамента. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы", привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.

Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл. Государственный Русский музей

Конец полотенца. 1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента. На предметах быта

Слайд 7Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от

места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья", а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину" — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.

Полотенце. 1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ. Государственный Русский музей

Головное полотенце.  Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то

Слайд 8Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе

возникло множество новых орнаментом. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.

Подзор. (Деталь.) XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ. Государственный Русский музей

Подзор. (Деталь.) XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ. Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом. Сегодня понять

Слайд 9В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки

стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка" — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.

Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова 1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.  Государственный Русский музей

В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть