Слайд 1Русская народная вышивка
Князькина Л.С. учитель ИЗО, черчения
ГБОУ СОШ с. Новая Бинарадка,
Самарская область
Слайд 2На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных
видов народно-прикладного творчества. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
Слайд 3После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение.
Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Слайд 4Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века
им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
Слайд 5Символы-обереги.
ДРЕВО ЖИЗНИ
С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил
природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами… В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов. Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим – корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.
Слайд 6ОЛЕНЬ.
Но вот человек постепенно становится охотником, и его кормильцем становиться зверь.
Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.
Слайд 7Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего
Каменного века (7 тыс.-4 тыс. лет до н.э.) Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур.
Слайд 8.
Берегиня — славянская богиня, образ которой со временем превратился в духов,
защищающих людей от бед и происков нечистой силы. Она дарует счастье живущим по совести людям.
Слайд 9.
КОНЬ.
Частым сюжетом русской вышивки является Конь был наделён божественной силой
и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами.
Слайд 10.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Это
знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.
Слайд 11.
Кисть человеческой руки – ладонь с пятью пальцами – еще со
времен палеолита стала одним из наиболее распространенных символов. В русском языке слово "рука" нередко используется со значением "власть". У старинных русских рубах особенно богато отделывались вышивкой рукава. По языческим представлениям рука обладает не только физической, но и магической силой, поскольку в мифологическом мышлении различия между естественным и сверхъестественным не существует. Открытая ладонь повсюду служит знаком защиты и добрых намерений.
Слайд 12Символика в рисунках для вышивки
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая
их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живут в достатке и всегда будет многочисленна.
Слайд 13.
Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Круг, крест, розетки — символ
огня, солнечного божества, мужского начала. Это языческие охранительные знаки. Круг мог превращаться в многогранник, ромб, квадрат. е случайно сочетание в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки — это символическое соединение женского и мужского начала.
В числе любимых мотивов была «розетка»(коловрат) состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Слайд 14.
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ — барсов, львов,
единорогов.
Слайд 15.
Значение цвета в вышивке
Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа,
знака.
Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют золотой, а также черный (или синий).
Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.
Красный - цвет Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;
Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.
Черный - связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых людей.
Жёлтый(или золотой) – цвет Солнца.
Слайд 16
Вышивка- неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся
в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.
Слайд 17http://vilushka.ru/history_V.html
1. Учебник «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева.,
О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского. Москва. «Просвещение» 2015 г.
http://cs817.vk.me/u26800150/93258517/x_9122f61d.jpg
http://dayfun.ru/wp-content/uploads/2014/11/Как-рисовать-народный-костюм-карандашом.jpg
http://rusuzor.ru/photo/bars_krasn_panno.jpg