Слайд 2На протяжении многих тысячелетий древнегреческая одежда олицетворяла красоту и утонченность, а
в истории античной моды отсутствовали экстравагантные фасоны и эпатажные принты, которые могли выйти за пределы сдержанного греческого стиля! Одежда Древней Греции подчеркивала красоту женского тела и хорошо маскировала недостатки фигуры — полноту или не идеальную форму ног.
Слайд 3Основоположниками древнегреческой моды стали объемные наряды, созданные без кроя и шитья.
Первая
одежда древних греков была тяжелой и массивной — население закутывалось в квадратные куски шерстяной ткани (мужской «хлен» или женский «пеплос»), который закреплялся на плечах.
Слайд 4На смену тяжелому хлену и пеплосу в скором времени пришел «хитон»,
который представлял собой сшитую рубашку-футляр, украшенную небольшими складками. Одежды греков разнообразны, но основой любого костюма была драпировка.
Драпировка — прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины. Драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды. Хитон носили на голое тело: короткий наряд был повседневной одеждой практически всего мужского населения Греции, а длинные рубашки оставались привилегией аристократов.
Слайд 5Древнегреческая одежда зрительно вытягивала силуэт и была похожа на мраморную колонну
античных храмов: белоснежная однотонная ткань, задрапированная в большое количество вертикальных складок с акцентом на линии талии. Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, разных по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Слайд 6В женском гардеробе тоже
произошли изменения и появились новые элементы верхней
одежды
с рукавами. Доисторический
пеплос тоже видоизменяется, становится наряднее и ярче: его разноцветные полотна расшиваются различными античными и геометрическими узорами. Новые красители, завезенные с прилегающих государств, насыщают одежду греков яркими красками: одежда шафранового и пурпурного цвета становится модным трендом тех лет.
Слайд 7Расцветки нарядов древних греков начинают символизировать и о социальном статусе владельцев
Одежда белого цвета была привилегией аристократии; красные и желтые - женщин, зеленые, серые и коричневые - сельских жителей. Черные одеяния означали печаль и скорбь их обладателя. В хламиды пурпурового цвета могли облачаться лишь военачальники.
Слайд 8Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали
льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Мужская одежда
Слайд 9Мужская одежда состояла из двух частей:хитона и гиматия.
Короткий хитон с поясом.
Этот юноша одет в хламиду — короткий плащ, сделанный из прямоугольного куска полотна, с пришитыми в углах небольшими грузиками для поддержания линий складок.
Слайд 10Гиматий (драпированный плащ) — верхняя одежда древних греков
Слайд 12Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать
на себе. Как и мужская , женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – ПЕПЛОС. Нижний ХИТОН делался гораздо длиннее мужского. Это длинное свободное одеяние, подхваченное поясом, который замужние женщины носили под грудью, а девушки – на талии или на бёдрах. Обычно хитон скреплялся на правом плече пряжкой или перекрещивался на груди и отделывался каймой, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс».
Слайд 13Особый шик одежде в то время придавали роскошные восточные ткани, из
которых шились наряды. Греки использовали красивые декоративные элементы для дополнения своего образа. От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову диплоидием.
Слайд 16
На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии
На женщине:
пеплос с декоративной каймой
Слайд 17
На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии
На женщине: пеплос
с двойным напуском, головная повязка.
Причёска - греческий узел
Слайд 18Обувь в Древней Греции
Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные
походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.
Слайд 20Уже в древности обувь была не только «средством передвижения», но и
знаком определенного социального статуса. Рабы были лишены прав и - обуви. Бедняки и рабы ходили босыми, а в ненастье и холода носили грубые деревянные башмаки.
В Древней Греции считали, что по подошве можно узнать мысли хозяина обуви. Однако гетеры предпочитали не испытывать судьбу и потому просили сапожников подбивать их сандалии гвоздями так, чтобы те оставляли на песке следы с призывом «Следуй за мной».
Слайд 21Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и
одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия,
на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.
Головные уборы в Древней Греции
Слайд 22Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный
колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Слайд 24Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских
игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.