Слайд 1Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито.
ИЗО 8 класс
Урок
9-10
Слайд 2Монументальная живопись
(происходит от латинского monumentum, то есть, "памятник".)
Живопись, имеющая отношение к
монументальному искусству, называется монументальной.
Слайд 3Данный вид живописи производится на архитектурных сооружениях и других стационарных строениях и востребован
в конкретной архитектурной среде.
Монументальная живопись отличается крупными размерами, обобщенностью форм.
К ней можно отнести произведения, помещенные на стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности росписи по штукатурке (фреска, энкаустика, масляная или темперная живопись), живописное панно на холсте, мозаика, майолика, сграффито, витражи и другие формы рельефно-живописного декора в архитектуре.
Слайд 4Наиболее древний вид живописи - это пещерные росписи со времен палеолита (пещеры Альтамиры,
Ляско). Монументальная живопись воплощается в древнейшем декорировании стен - контурных изображениях животных (Пиренеи, Испания; пещеры Дордони, Франция)
Слайд 8Монументальная живопись была широко распространена в Древнем Риме, особенно после древнеримской архитектурной революции.
Четыре
стиля древнеримской живописи применяли в оформлении частных жилищ. В храмовой архитектуре Византии были популярны фреска и мозаика, оказавшие решающее влияние на древнерусское монументальное искусство.
Слайд 9Капова пещера на реке Белая. Башкирия.
Рисунки на поверхности держатся много тысяч
лет. Позднее такая техника изображения стала называться –Фреска.
Слайд 13Фреска
Фреска
(от итальянского fresco — свежий)
Техника настенной росписи водяными, реже — казеиново-известковыми
красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике.
Слайд 14Виды фрески
а секко (от итальянского a secco — по сухому), т.е. написана
по сухой штукатурке,
аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку — такая фреска, без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. С момента высыхания влажного грунта, живопись превращалась в неотъемлемую часть стены.
Слайд 15Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться.
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495—1497 г.) — наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку.
Слайд 16Самые древние фрески сохранились в Египте и Фивах и относятся к периоду Нового
царства (1555—1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско.
Слайд 17Во фреске раньше, чем в других видах искусства, началось движение от
средневековой условности к реализму Нового времени.
Роспись плафона. Сикстинская капелла – Микеланджело Буонарротти
В течение четырех лет художник расписал площадь около 600 квадратных метров на высоте 20 метров, изобразив 343 фигуры.
Слайд 18 В России фреска существует как искусство храмовой живописи начиная с
XI века.
Слайд 19Псков Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Слайд 20Сграффито
(от итал. sgraffito или graffito, то есть — «выцарапанный»)
Один из видов
монументально- декоративной живописи.
Техника выполнения состоит в процарапывании поверхностного тонкого слоя штукатурки, чтобы обнажить нижний слой, который отличается по цвету от верхнего.
Сграффито относится к традиционным техникам росписи.
Изображение, выполненное в технике сграффито, четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.
Слайд 21В 15 – 17 веках сграффито начали использовать в Италии для
украшения стен. Именно так, благодаря прочности данной техники, украшались фасады зданий. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы.
Слайд 22Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси.
Сграффито применяли и в советском
декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.
Слайд 24Сегодня этот вид фресок не менее популярен. А благодаря доступности материалов и большому
количеству грамотных специалистов, декорирование перестает быть роскошью и превращается в дело хорошего тона.
Красивый и, что очень важно, эксклюзивный рисунок на стене жилой комнаты или офиса с каждым днем становится все более доступным для большинства людей.
Слайд 29Домашнее задание
Читать параграф 9-10 (стр.80-97)
1
2