Слайд 1ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ВЕНСКОЙ ШКОЛЫ
Учитель ИЗО
Здорикова Лилия Николаевна
МБОУ СОШ №6 г.
Георгиевск
Ставропольский край
Слайд 2 Венская классическая школа как направление европейской классической музыки
второй половины XVIII века в Вене. Его представители: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Слайд 4ГАЙДН ЙОЗЕФ — австрийский композитор. Сын бедного каретника. С 6 лет
начал петь в церковных хорах, добывал средства к жизни игрой на музыкальных инструментах.
В течение жизни сочинил огромное количество произведений: более 100 (ста!) симфоний, более 70 (семидесяти!) струнных квартетов, оперы, мессы (хоровые произведения религиозного содержания), сонаты, трио, оратории, песни и многие другие.
Учеником Й. Гайдна был Л. ван Бетховен
Слайд 5Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии,
в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.
Слайд 7Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже
в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.
Слайд 8Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил
время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!
Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное - непрерывного и упорного труда.
"Когда я, наконец, потерял свой голос, - пишет Гайдн в автобиографической заметке, - мне пришлось целых восемь лет едва перебиваться обучением юношества".
Слайд 9Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре),
выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению "веселой" церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.
Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор.
Слайд 10Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал
композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции.
В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.
Слайд 11
Презентация учителя
ИЗО и МХК Ламбантовой Л.В.
Слайд 12Последние сонаты, написанные в 1790-х гг,. явно ориентированы на выразительные возможности
нового инструмента — фортепиано.
Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья, Он надеялся, что таковым оно останется и для будущих слушателей. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».
Слайд 13Презентация учителя
ИЗО и МХК Ламбантовой Л.В.
Слайд 15Полное имя
Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт
Дата рождения
27 января 1756
Место рождения
Зальцбург
Дата смерти
5
декабря 1791 (35 лет)
Профессии
композитор, органист, скрипач, дирижёр,педагог
Инструменты
орган, скрипка, клавесин, клавир
Слайд 16Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицейЗальцбургского
архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Слайд 17Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и
немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Слайд 18Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого
вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы[, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Слайд 19Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Cреди его учеников
был, в частности, английский музыкант Томас Аттвуд, который, по возвращении из Австрии в столицу Британской империи город Лондон, сразу занял должности придворногокапельмейстера, органиста в Собор Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы Уэльской.
Слайд 20Великий и всегда известный
Людвиг ван Бетховен
Слайд 21БЕТХОВЕН
(Beethoven) Людвиг ван
(1770—1827)
— немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное
музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы
Слайд 22 Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, в семье
музыканта - певца и преподавателя игры на клавесине. До 10 лет учителями музыки у Людвига были знакомые его отца. В 1780 году он начинает заниматься у талантливого педагога Готлиба Нефе, изучая музыку прошлого и современности и формируя собственный стиль. Первое сочинение – вариации на тему Дресслера – датировано 1783 годом. В последующее десятилетие было написано около 50 работ, среди которых – трио, квартеты, фортепьянные сонаты, вариации, песни.
Слайд 23С 1792 года Бетховен живет в Вене, одном из крупнейших культурных
центров того времени. Он выступает в аристократических салонах как блестящий импровизатор, учится у прославленных мастеров – Гайдна, Сальери, Альбрехтсбергера. Охватывая все основные жанры эпохи, композитор создает за 1795-1803 годы более ста сочинений: первую и вторую симфонии, сонаты, квартеты, трио, оперу “Фиделио”.
Слайд 24В период между 1803 и 1812 годами им написано шесть симфоний
(3 – 8), пять квартетов (7 –11), два фортепьянных (4, 5) и скрипичный концерты, увертюры “Леонора” и “Кориолан”, музыка к “Эгмонту”, фортепьянные, вокальные произведения и многое другое.
Слайд 25В 1820-е годы рождаются такие шедевры, как “Торжественная месса”, пять квартетов
(12 – 16), последние сонаты, девятая симфония. Последние годы жизни – цепь горестей и разочарований: тяжелым грузом давят материальные затруднения и, главное, усиливающаяся с каждым годом глухота. Скончался Бетховен в Вене 26 марта 1827 года.
Еврапейская классическая школа музыки подарила миру имена многих других композиторов и музыкантов, творчество которых волнует, радует, восхищает людей разных времен и народов.