Слайд 1Торба
Светлана
Викторовна
учитель музыки, изо, обществознания
МБОУ Сулиновская СОШ
Слайд 2Тема: «Развитие познавательных способностей у школьников на уроках ИЗО, МХК, черчения
в рамках ФГОС"
Слайд 3« Хороших методов существует ровно столько, сколько хороших учителей»
Д.Пойя
Слайд 4Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью
является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании ИЗО, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика
Слайд 5Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики
вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Слайд 6Проводя уроки изобразительного искусства я пришла к выводу, что:
*ознакомление и последующее
применение различных техник и материалов дает возможность получения индивидуальных работ детей внутри одной темы;
*исчезает похожесть работ одна на другую;
*нет стереотипности мышления;
не так сильно влияние учительского показа;
*с применением различных техник и материалов сильнее проявляется детская фантазия и творчество.
Слайд 7Методические приемы организации занятий
Сравнение как основной путь активизации художественного мышления.
Это и метафорические, образные сравнения по типу: "Что на что похоже"; это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, разных видов деятельности, различных художественных средств.
Целенаправленная деятельность (метод педагогического ограничения задачи при многообразии вариантов ее решения). Ребятам предоставляется творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой учебного года и конкретной темой четверти. Тематическая цельность по годам и четвертям помогает целенаправленно выстраивать педагогические задачи художественного развития в единстве изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности.
Слайд 8Деловые игры на уроке. На уроках, особенно, в начальной школе часто
используют игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе.
Домашние задания. Задания на наблюдение конкретных форм бытования искусства в жизни людей предлагаются по методу "забегания вперед" или "возвращения к пройденному".
Деление класса на подгруппы при выполнении заданий. Для успешного применения метода сравнений рекомендуется деление класса на подгруппы, что увеличивает возможную вариативность заданий.
Выставки в классе, обсуждение детских работ. Чтобы увлечь всех детей творчеством, каждому ребенку важно пережить успех в своей работе. При таком широком диапозоне деятельности у каждого ребенка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучны его внутреннему складу .После каждого задания или перед уроком рекомендуется монтировать на съемную выставку в классе работы большинства учащихся.
Слайд 9
Коллективное творчество. Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках
в процессе коллективного творчества.
Эмоционально-художественная драматургия уроков. Уроки искусства должны строиться по законам искусства со своей эмоционально-художественной драматургией.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать - значит чувствовать.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия портрета педагог прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т. д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель данного метода-вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать к себе любовь другого человека.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведения изобразительного искусства.
Слайд 10 Прием "вхождения" в картину. Используя этот прием, я предлагала детям
представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми произведения изобразительного искусства звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.
Игровые приемы. Среди названных методов и приемов они занимают огромное место в изучении изобразительного искусства. Игровые приемы сосредотачивают внимание детей, активизируют мыслительную деятельность, создают интерес к изучаемому произведению, формируют эмоциональное отношение к искусству.
Слайд 11Дидактические игры.
"Художественный салон". Дети рассматривают выставленные в "художественном салоне" репродукции
картин, желающие "покупают" понравившуюся.
Правила. Картина "продается" в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок родителям, на день рождения друга, для украшения комнаты и т. д.), а также ответить на вопросы: "О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?"
Аукцион картин". Дети выступают в роли искусствоведов и отбирают картины для своих музеев. Представлены репродукции с картин художников различной тематики в зависимости от изучаемой темы. Понравившиеся картины получают большое количество баллов. Затем искусствоведы рассказывают коротко о каждой картине и вновь выставляют на "аукцион".
Слайд 12Выставка картин. Педагог поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию
и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану: почему эти произведения размещены таким образом? (То ли у них общая тема, или они общего жанра - пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, портрет.) Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом? (Цветом, построением, передачей настроения.)
Правила. Значок "Лучший оформитель" получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком "Лучший экскурсовод" награждается школьник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине (согласно предложенному плану), а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок "Лучший зритель".
Слайд 13Найди ошибку. Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства
выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка - смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно исправил их. Он же получает право быть ведущим в игре - составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Слайд 15Я считаю, что моя главная задача– включить в активную работу по
своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.
Слайд 17Рисовать можно не только кистью, но и пальцем, ладошкой и т.д.
Слайд 18Хорошие рисунки получаются на скомканной и сжатой бумаге
Слайд 19Рисование клеевой кистью способом тычка
Слайд 22«Истина, добытая путем собственного напряжения усилий,
имеет огромную познавательную ценность»
Слайд 23«То, что я хочу познать -это яблоня,
что я познаю –
это ветвь яблони,
то что я передам ученику – это яблоко,
то, что он возьмет от меня это семечко.
Но из семечки может вырасти яблоня!».