Презентация, доклад по ИЗО на тему Народный костюм Белгородчины

Содержание

Народный костюм важная часть традиционной культуры. Русская одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся

Слайд 1Народный костюм Белгородчины
Автор: учитель
изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №5 г. Шебекино
Белгородской области»
Журавлева

Ирина Васильевна
Народный костюм БелгородчиныАвтор: учитель изобразительного искусстваМБОУ «СОШ №5 г. Шебекино Белгородской области»Журавлева Ирина Васильевна

Слайд 2Народный костюм
важная часть традиционной культуры. Русская одежда отличается высокой художественностью

и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом.
Народный костюм важная часть традиционной культуры. Русская одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины

Слайд 3



В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды – сарафанный и поневный.
Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

Поневный комплекс:

1. Рубаха
2. Юбка - понёва
3. Передник (запон)
4. Пояс
5. Украшения (грибатки)
6. Сорока
7. Башмаки

Женский народный костюм

Поневный комплекс


Слайд 4РУБАХА


Рубаха была основным составляющим элементом женского традиционного костюма. В старину рубахи

шили из льняного или конопляного холста в пол. Декор в рубахе располагался на самых важных, по представлениям наших предков, участках - вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия - "нечистая сила". Так же обильно украшались оплечья, символизирующие силу человека.
РУБАХАРубаха была основным составляющим элементом женского традиционного костюма. В старину рубахи шили из льняного или конопляного холста

Слайд 5ЮБКА - ПОНЁВА

Понёва. Наиболее распространенной
поясной одеждой в селах была понёва. В русских письменных памятниках, начиная с ХI века, слово "понява" употребляется для названия полотнища ткани, а затем словом "понёва" обозначалась одежда типа юбки. Для ее изготовления использовали домотканные полотна из шерсти высшего качества, обычно синего или черного цвета, в крупную клетку и дополняли вышитым или тканым узором по подолу и боковинам.
ЮБКА - ПОНЁВА

Слайд 6ПЕРЕДНИК (ЗАПОН)

Передник.
На Руси были распространены два вида передников: укрепленные на плечах и повязанные на талии. Последние шили из двух полотнищ домотканного полотна, на завязках. Подол декорировался вышивкой или ткачеством. Также пришивались "дорогие" или "загранишные" ленты.
ПЕРЕДНИК (ЗАПОН)

Слайд 7ПОЯС
Пояс - необходимая принадлежность русской одежды. Повсеместно бытовали тканые шерстяные пояса

длиной до трех метров, которые оборачивали несколько раз вокруг талии, переплетали и оставляли концы свободными.

Считалось, что круг, кольцо, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, являясь оберегом. Он охранял магией жизненно важную часть тела - живот (что означает "жизнь") женщины, символизируя продолжение рода. На Белгородчине его называют «подпояска». Подпоясками пользовались и девушки и женщины. Нитки для подпоясок окрашивали разными красками в различные цвета: красный, зеленый, фиолетовый, желтый, а потом ткали на стане. Получалась подпояска, словно радуга. Цвета наделены множественной символикой, пришедшей из глубины языческих времен. Черный цвет - излюбленный на Белгородчине. Он символизировал вечный покой, черноземную землю, ночь, данную природой для отдыха земли и людей.

ПОЯСПояс - необходимая принадлежность русской одежды. Повсеместно бытовали тканые шерстяные пояса длиной до трех метров, которые оборачивали

Слайд 8УКРАШЕНИЯ «Грибатки»

Украшения.
Праздничный костюм
обязательно подразумевал
украшения. "Грибатки" с кружками на длинных шнурах. Внизу они соединялись тесемкой, на которую вешали образок или крестик. Шнуры для "грибаток" плели руками и расшивали блестками и бусинами. "Чепок" - шнур с иконкой. Рядами вешались на грудь стеклянные бусы - "ожерелье".
УКРАШЕНИЯ «Грибатки»

Слайд 9СОРОКА

Головной убор. Без головного убора костюм русской крестьянки просто немыслим. По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" - это был грех, так как считалось, что непокрытая голова приносит несчастье. Женщины носили сложный головной убор "сороку". 

Затылок и шею прикрывали "позатыльнем"- прямоугольной полосой ткани, закрепленной для жесткости на картоне. Сверху на кичку надевали "сороку", которая и венчала все это сооружение. Для изготовления головного убора использовались самые дорогие материалы: бархат, галун, блестки, гарус, золотая нить.

Основу его составляла кичка - твердая налобная часть в виде подковы. Кичку надевали на голову на уровне лба и фиксировали шнуром.

СОРОКА

Слайд 10БАШМАКИ
 Обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в

лаптях. Но праздничной считалась кожаная обувь. Это - сапоги, полусапожки, башмаки, коты, «тухли». Башмаки - примитивны по своей конструкции. Делались они из одного куска кожи и крепились к подошве. Голень обрабатывали верёвками или оборками, идущими от башмаков. Башмаки одевались поверх шерстяных чулок. Длиной чулки доходили до колена. Кожаные сапоги ручной работы были распространены повсеместно. Но имелись не в каждой семье. По воскресеньям или в большой праздник женщины при достатке надевали коты – открытые туфли из чёрной грубой кожи, украшенные на носке и по заднику резной кожаной накладкой.
БАШМАКИ Обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. Но праздничной считалась кожаная обувь.

Слайд 11Мужской народный костюм


Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и

рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком – гашником.

Мужской костюм:

1. Рубаха
2. Порты
3. Пояс-кушак
4. Картуз
5. Сапоги

Мужской народный костюм Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили

Слайд 12РУБАХА
Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи

и разрезом посередине груди или на груди слева (косоворотка).
Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком.
РУБАХАРубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на

Слайд 13ПОРТЫ
Порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На

поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи.
ПОРТЫПорты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником.

Слайд 14КУШАК
В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но

и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Справа на поясе мужчины носили гаман (поясная сумочка, мешочек) из овчины, в котором носили курево, гребенку для расчесывания бороды, усов, волос.
КУШАКВ былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца

Слайд 15КАРТУЗ

Основным типом головного убора
является валяная из овечьей
шерсти тёмного цвета шляпа –
грешневик (шапка-валенка)
цилиндрической формы с овальным верхом и узкими немнущимися полями. Из меха овец, волов, лис, зайцев шили малахаи (капелюхи). Этот головной убор на холстинной подкладке имел по бокам два уха и откидную планку сзади. Во второй половине XIX века из города в деревню пришёл картуз из чёрного сукна с высокой тульей и кожаным лакированным, круто опускавшимся на лоб небольшим козырьком. В тулью картуза жениха на свадьбе и по праздникам вставляли красный или розовый цветок.
КАРТУЗ

Слайд 16САПОГИ
Мужская обувь – онучи при лаптях, сапоги,
валенки. Ону́ча — длинная, широкая
полоса ткани белого, чёрного

или
коричневого цвета (холщовой, шерстяной)
для обмотки ноги до колена (при обувании
в лапти). Ла́пти — низкая обувь,
сплетённая из древесного лыка (липовые,
вязовые), бересты или пеньки. Сапоги шили
из юфти, с пришивным голенищем или
цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым
срезом голенища. Особым шиком считались
складки на голенищах (тогда это называлось

сапоги «с моршыной»). Ва́ленки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

САПОГИМужская обувь – онучи при лаптях, сапоги, валенки. Ону́ча — длинная, широкая полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для

Слайд 17ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Как называется комплекс
женской народной одежды на Белгородчине?
поневный
обрядовый
праздничный
повседневный
Следующий вопрос

ПРОВЕРЬ СЕБЯКак называется комплекс женской народной одежды на Белгородчине?поневныйобрядовыйпраздничныйповседневныйСледующий вопрос

Слайд 18Что такое «понева»?
блузка
сарафан
юбка
брюки
Следующий вопрос

Что такое «понева»?блузкасарафанюбкабрюкиСледующий вопрос

Слайд 19Что такое «порты»?
пристань
обувь
брюки
шапка
Следующий вопрос

Что такое «порты»?пристаньобувьбрюкишапкаСледующий вопрос

Слайд 20Одежда, которую носили и мужчины и женщины:

сорочка
майка
пижама
рубаха
Следующий вопрос

Одежда, которую носили и мужчины и женщины:	сорочкамайкапижамарубахаСледующий вопрос

Слайд 21Какие виды декоративного творчества применялись в народном костюме?

ткачество
вышивка
резьба
гончарное дело
Следующий вопрос

Какие виды декоративного творчества применялись в народном костюме?	ткачествовышивкарезьбагончарное делоСледующий вопрос

Слайд 22Как назывался традиционный женский головной убор?

гусыня
сорока
кукушка
корова
Следующий вопрос

Как назывался традиционный женский головной убор?	гусынясорокакукушкакороваСледующий вопрос

Слайд 23Назовите цветовые предпочтения в Белгородской вышивке 
зеленый
красный
синий
черный

Назовите цветовые предпочтения в Белгородской вышивке 	зеленыйкрасныйсинийчерный

Слайд 24http://belhistory.vov.ru/etn/kostum.html
 
Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород, 2000.

- 267 с.

Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Монография / М.С.Жиров. Белгород: БелГИК, 2003.-310 с.

Болотова С.И., Приставкина Т.А., А.В.Рябчиков. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие в 2 частях. - Белгород, 2000 г.

Использованная литература

http://belhistory.vov.ru/etn/kostum.html Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород, 2000. - 267 с.Жиров, М.С. Региональная система

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть