Слайд 1Махарбек Сафарович Туганов
Я верил, что «нарты» не народная фантазия, а реальные
люди, которые живут среди нас.
Слайд 2Личность
Туганов Махарбек Сафарович(1881-1952 ) осетинский художник-живописец, иллюстратор и
график, педагог.
Народный художник Северо-Осетинской АССР.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
Ученик Ильи Репина.
Автор многочисленных работ на исторические темы, портретист, иллюстратор осетинского героического нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
Прославился своими достижениями в области реалистичной живописи, краеведения и педагогики. Наиболее известными его работами являются «Пир нартов», «Смерть Ахсара и Ахсартага», «Донбеттыр», «Похищение Бурдзабах».
Слайд 3Биография
Махарбек Сафарович являлся представи интеллектуальной элиты Осетинской
культуры ХХ века. Он был потомком древнего и знатного рода. Отец его – Сафар Туганов был ученым-агрономом и ботаником, получившим образование в Германии, в Боннском университете; мать его – Асиат Шанаева – была так же хорошо образованной для своего времени женщиной.
Слайд 4Образование
В ближайшем окружении
Туганова были известные в
то время собиратели фольклора Гацыр и Дзантимир Шанаевы.
От этой семейной среды Махарбек унаследовал интерес к национальной культуре.
Для представителя осетинской аристократии тех лет наиболее типичной была бы карьера военного или чиновника, однако Туганов выбрал искусство.
На фото: Махарбек Туганов, Ладо Бестаев и Васо Абаев. . Владикавказ (1949-...
Слайд 5 В 1900 году Махарбек по воле родителей едет в
Петербург и, не добрав балла, не проходит в горный институт, но уже через год усиленных занятий становится становится студентом Петербургской академии художеств. Для человека его положения это был чрезвычайно смелый и необычный шаг.
Становление
Слайд 6 Спустя десятилетия в своей статье «Новейшие течения живописи»
он напишет: «Художник-реалист, прежде всего говорит о своей гражданственности. Он берет грубую правду жизни, передает ее почти без всякой окраски, со всеми типами и подробностями будней. В погоне за безусловной фотогеничностью он создает скучные, неинтересные по краскам и формам сюжеты. Школа реализма идет к упадку». И…уходит из Академии.
Слайд 7 После ухода из Академии Махарбек едет в Германию.
Здесь, в Мюнхене, он поступает в школу знаменитого европейского педагога живописи Антона Ашбе, у которого учились известные русские художники И. Грабарь, М. Добужинский, А. Кордовский,
В. Кандинский, И. Билибин и В. Явленский.
- Август 1905 года. Умирает выдающийся педагог, обучивший многих европейских знаменитостей, – Антон Ашбе. Художники начинают покидать Мюнхен. Возвращается на родину добрый товарищ Туганова – А. Коджоян.
- 1907 год Махарбек тоже возвращается на родину и организует первую во Владикавказе художественную студию. Занимается изучением национального фольклора и на его основе создает целую серию интересных графических и живописных работ. Тогда же впервые местные художники объединяются в кружок, ядро которого, помимо самого Туганова, составляют Н.Ф. Градовский и П.М. Блюме.
Слайд 8Общественная деятельность
1908 г. М. Туганов на внештатной основе становится
литературным сотрудником газеты «Баку». В ней опубликована первая по времени его статья «Скованный Прометей», в связи с 50-летием окончания Кавказской войны в Дагестане (1859) .
1910 г. Махарбек Туганов, через сто лет после знаменитого русского художника Федора Толстого, напишет: «Художник в России для общества, для народа является каким-то странным, непонятным существом. Его стремления, его горе и радости чужды нам. Искусством, которому служит художник для нас, россиян, мало кто действительно интересуется»
Слайд 91911 год. Во Владикавказе Тугановым был издан сборник «Дигорские сказания» на
дигорском наречии. Сам же иллюстрировал книгу.
В том же году Туганов принял участие в работе состоявшегося в Санкт-Петербурге Всероссийского съезда художников.
1913 -1949гг. М. Туганов опубликовал статью «Кустарное дело в Московской губернии». В ней он выразил озабоченность по поводу исчезновения в Осетии образцов народного творчества, предлагая следовать примеру постановки вопроса в Московской губернии.
С перерывами Махарбек пишет графику–иллюстрации к «Нартам».
1914год. Махарбек Туганов вывез «рисунки в красках, иллюстрировавшие почти полностью нартские сказания»
(50 рисунков) в Вену.
Эти первые произведения на нартские темы Туганов собирался издать в виде альбома, но началась первая
мировая война, и работы бесследно исчезли.
Слайд 10 1918 г. Принадлежавший к знатному роду дигорских баделят, Махарбек
раздал свои земли крестьянам, не оставив тем самым для семьи традиционных средств к существованию. Тлевший многие годы скрытый конфликт с сословной средой перерос в открытую форму – и привел к полному разрыву Туганова с ближайшими родственниками и фамилией.
Январь 1919 г. Погибла часть работ художника во время разгрома его дома. Помимо картин, этюдов и зарисовок исчезли ценнейшие записи фольклора, исторические документы, фамильный архив.
После установления советской власти на Северном Кавказе Махарбек берется за подготовку молодых художников плаката и карикатуры. Возглавляет художественно-агитационный плакатный отдел местного филиала «Окон РОСТа», занимается литературной деятельностью. Во Владикавказе он в числе творческих людей нового времени, среди которых Михаил Булгаков, Елбыздыко Бритаев, Казбек Бутаев, Хаджимурат Мугуев, Александр Серафимович, Георгий Цаголов и др.
Слайд 11Весна 1920 года. После установления советской власти на Северном Кавказе Махарбек
берется за подготовку молодых художников плаката и карикатуры. Возглавляет художественно-агитационный плакатный отдел местного филиала «Окон РОСТа», занимается литературной деятельностью. Во Владикавказе он в числе творческих людей нового времени, среди которых Михаил Булгаков, Елбыздыко Бритаев, Казбек Бутаев, Хаджимурат Мугуев, Александр Серафимович, Георгий Цаголов и др.
1923 М. Туганов оформляет первую сельскохозяйственную выставку во Владикавказе, где впервые им организуется художественно-промышленный отдел. Здесь были представлены образцы народного прикладного искусства, вплоть до осетинской народной детской игрушки. Выставка размещалась на территории бывшего мужского монастыря.
Слайд 12 1924–1926 гг. Отдельный пласт биографии Махарбека Туганова связан с
его проживанием в Баку. Художник работает в Наркомземе Азербайджанской ССР. Оттуда он едет в Туркмению по маршруту Красноводск – Ашхабад – Чарджуй – Ташауза, где создает массу зарисовок и пишет для местной прессы много интереснейших заметок о народных преданиях, обычаях, нравах, культурных памятниках туркмен
и азербайджанцев. Часть этих работ Туганова хранится в Ашхабадском музее.
1925 Махарбек Сафарович публикует работу «Кто такие нарты?»,
в которой показывает, что у осетинского народа нартские сказания представлены с максимальной полнотой, законченностью и цикличностью. Работа вызвала всплеск интереса западноевропейских ученых к осетинской версии эпоса Ж. Дюмезиля, Бахраха, Клейн, Бейли и др.
1926–1930 гг. Состоял педагогом и руководителем художественного кружка Осетинского педагогического техникума.
Слайд 131926 год. После весьма серьезной источниковедческой работы выходит обширная статья Туганова
по средневековой истории Осетии–Алании, написанная на основе персидских, арабских, китайских и западноевропейских письменных источников XII-XV вв. н.э., а также «Географии» грузинского царевича Вахушти VIII века.
27 сентября 1927 года в глубине Кобанского ущелья, у подножия Кахтисара, под грохот водопада Пурт состоялся общенародный праздник. Горцы приступили к строительству первой в стране высокогорной, высоконапорной Гизельдонской гидростанции.
В это день великий горец Цыппу Байматов стал человеком сбывшейся мечты. Праздник был запечатлен на холсте рукой друга Цыппу, художника Махарбека Туганова. Картина называлась «Открытие Гизельдон ГРЭСА». Роковой 1937 год асфальтовым катком прошелся по полотну Махарбека Туганова, превратив его из сложной художественной композиции, созданной по законам красоты и гармонии, в уродливое зрелище с черными пятнами и крестами на лицах.
Слайд 14Репрессирован С. Мамсуров, изображенный на картине. Пришлось замазать его одухотворенное лицо.
Арестован С. Косирати. Еще одно пятно на картине. А дальше: М. Мисиков, Г. Таболов, Карпов и др.
Погибла работа в ателье художников Юго-Осетии при пожаре.
1927год. Создан первый акварельный вариант композиции «Пир нартов». С этого времени и до конца своих дней Туганов постоянно работал над полюбившейся ему темой.
1928год. Со слов стариков Даргавского ущелья И. Варзиева, М. Цырикова и Ц. Байматова Туганов записал сказание о том, как в районе нынешнего с. Гизель произошло сражение предков осетин с полчищами Тимура. В сражении полегло столько тимуровских солдат, что вода горной реки окрасилась кровью, а река получила название «Кизыл» («Красный»).
1930 год. Махарбек переезжает в Южную Осетию. Работает в Юго-Осетинском драматическом театре главным художником.
Слайд 151930–1940-е годы Туганов щедро отдавал свои знания, талант, творческую энергию не
только работе у мольберта, но и благородному делу становления и подъема осетинского народного танца в госансамбле Южной Осетии «Симд». В союзе с его художественным руководителем Борисом Галаевым, балетмейстером Заурбеком Бираговым Махарбек Сафарович значительно обогатил репертуар ансамбля и осетинское национальное танцевальное искусство в целом.
Собрав большой материал, он пишет и издает книгу «Осетинские народные танцы». Именно благодаря Туганову до нас дошла и легенда о Задалески нана, которую он записал от сказителей из Тапан-Дигории.
1937 год. Создает художественную студию (затем – художественное училище) в г. Цхинвале, которой позднее было присвоено его имя. Туганов сумел воспитать не один десяток талантливых живописцев, графиков, скульпторов. Среди них Борис Санакоев, Григорий Котаев, Василий Кокоев, братья Акоп и Арам Коджояны.
Организует Союз художников республики.
Слайд 16 Вторая половина 30-х годов В период массовых репрессий многие
картины и созданные им портреты исчезли или были уничтожены «по политическим соображениям».
Во время декады юго-осетинского искусства в Тбилиси в 1940 году Туганову присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.
1940, 1944 г. Махарбеку Туганову присваивается почетное звание Народного художника Северной Осетии.
В том же году Махарбек приезжает в Ереван – он очень желал познакомиться с величайшим поэтом Армении Аветиком Исаакяном. Поэт с огромным воодушевлением рассказывал гостю о древнейших связях между армянским и осетинским народами.
1945год. Во время пожара в Музее краеведения г. Цхинвала погибла часть хранившихся там работ Туганова.
В том же году Туганов пишет статью «Мои воспоминания о И.Е. Репине».
Слайд 17 В июне 1952 года Махарбек Сафарович тяжело заболел. 4
июля его не стало… Похоронен во Владикавказе, в пантеоне Осетинской церкви.
Слайд 18Заметное, если не ведущее место, в творчестве М. Туганова, занимает тема
нартовского эпоса.
Это касается, как аналитических (исследовательских) работ так и иллюстраций художника. Исследовательский труд М.Туганова в области нартовского эпоса рассматривался в трудах Ж. Дюмезиля, В.И. Абаева и других ученых - нартоведов. В частности, его работы использовали в своих исследованиях по эпосу такие видные ученые как В.И.Абаев и Ж.Дюмезиль ( Абаев В.И., 1990 г., с.232 ; Дюмезиль Ж., 1977., сс.11, 21, 26.) Ю.С. Гаглойти, например, называя Туганова одним из лучших знатоков нартовского эпоса пишет по поводу его выводов об осетинской основе эпоса, следующее: “Наиболее серьезным аргументом, приводимым М.С.Тугановым в подтверждение своей точки зрения, было, на наш взгляд, указание на то, что сказания о нартах есть почти у всех горских народов и особенно у кабардинцев, однако “ ни один из них не знает ни начала, ни конца нартов, не говорит, где и как родились нарты, кто жил до них и после них, тогда как у осетин излагается все от начала до конца”. Автор обращал, также, внимание на осетинский характер подавляющего большинства нартовских имен ,” на близость обычаев нартов с древнеосетинскими ..., и на ряд других, менее показательных фактов. ” ( Гаглойти Ю.С., 1977, с. 28. )
Слайд 19В творчестве М.С.Туганова весьма заметна хронологическая связь историко-публицистических статей по проблемам
нартовского эпоса и серий его художественных произведений на темы эпоса. Так, первая специализированная работа по тематике нартовского эпоса ( если не считать картины пропавшие в 1914 году в Австрии), была подготовлена М.Тугановым в 1920 году, и к этому же времени ( 20-е годы) относится первая крупная серия работ художника по иллюстрации эпоса ( ”Смерть Ахсара и Ахсартага," "Донбеттыр", "Смерть Ахсара и Ахсартага", второй вариант ,"Похищение Бурдзабах", и другие.) В 1946 г. выходит обширная аналитическая статья Туганова "Новое в нартовском эпосе", в которой автором проведена весьма интересная работа по периодизации всех известных на тот момент основных циклов эпоса и построена генеалогия основных нартовских героев . Этим же годом ( 1946) датирована рукопись художника “ Конец нартов ''. К этому периоду ( 40-е -начало50-х годов ), относится вторая крупная серия картин М.Туганова написанная к сюжетам нартовского эпоса : “Балсагово колесо", "Сослан в загробном мире", "Пир нартов" (последний вариант), и другие.
Слайд 20Отлично зная сам эпос, будучи воспитан в традициях народа-создателя эпоса, с
одной стороны, и получив высшее образование европейского уровня, с энциклопедическими познаниями в широких сферах науки и искусства, с другой, М. Туганов очень серьезное внимание в своих иллюстрациях к эпосу уделял фактору национальной, “ исторической ” достоверности.
Для достижения такого качества своих работ художник, как упоминалось выше, серьезное внимание уделял изучению письменных источников и в целом – научной литературы по истории Осетии.
Для овеществления, насыщения полотен соответствующими времени или культурно-исторической эпохе, материальными атрибутами М.Туганов систематически занимался изучением осетинского народного прикладного искусства, уделяя большое внимание доступным ему археологическим материалам и в целом археологии Осетии.
«Смерть Ахсара и Ахсартага» «Курдалагон-небесный кузнец»
«Сослан и Мукара»
Похищение сестры великанов
Плач Дзерассы
Слайд 25
«Бой оленей»
«Балсагово колесо»
«Тренировка нартских женщин »
«Пир у Донбетыра »
Слайд 26«Появление фандыра»
«Народный суд»
«Рабы в замке великанов»
«Бора и царь Далимонов»
«Нарты в гостях у семиглавых великанов»
«Смерть Сослана »
Слайд 30
Литература.
1. Абаев В. И., 1990 г. Избранные труды . т. 1.,
Владикавказ.
2. Бязрова Д., 1994 г. Махарбек Туганов // Эхо Кавказа. № 2. Владикавказ.
3. Гаглойти Ю.С., 1977 г. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали.
4. Кузнецов В.А., 1961 г. Змейский катакомбный могильник ( по раскопкам 1957 г. ) В кн. Археологические раскопки в р-не Змейской Северной Осетии. МАДИСО, т. 1., Орджоникидзе.
5.Махарбек Туганов. Литературное наследие., 1977 г. Орджоникидзе.
6.Нарты кадджыта.,1989 г. Книга первая. Орджоникидзе.