Слайд 1изобразительного искусства в 7 класс
Коста Хетагуров
Основоположник осетинской литературы, великий
поэт, художник и общественный деятель.
Дата рождения
1859
Дата смерти
1906
Слайд 3
Цель и задачи урока:
-
создать условия для знакомства обучающихся с жизнью
и творчеством осетинского художника К. Л. Хетагурова;
развивать устную монологическую речь;
умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей;
- умение слушать;
- развивать познавательный и читательский интерес
к произведениям осетинского народа.;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству
и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- воспитывать любовь к своей малой Родине,
её народным традициям, литературе, искусству;
- прививать добрые и светлые чувства.
Слайд 4 Коста Хетагуров, биография которого
вызывает нескрываемый интерес поклонников творчества истинного таланта, – это художник и скульптор, поэт и просветитель, гордость Осетии, основоположник языка и литературы этой страны.Творческое наследие Коста получило в 20-м веке мировое и всесоюзное признание, а его стихотворения и поэмы были переведены на многие языки.
Слайд 5
Родился будущий поэт осенью 15 октября 1859 года в маленьком осетинском
поселении Нар. Семья мальчика была знатной фамилии, а отец помимо этого являлся русским офицером.
Но несмотря на это, как позднее вспоминал Коста, родился он, как и все осетинские дети тогда, в хлеве.
Любовь и почитание к отцу Коста пронес всю жизнь, а мамы своей мальчик не помнил, она скончалась, когда сын был грудным ребенком. Отец женился во второй раз, у Косты появилась сестра, а через несколько лет отцу был выделен участок кубанской земли, и Хетагуровы основались в высокогорье Карачая.
Селение НАР
Отец
Леван Елизбарович
Мать
Мария Гавриловна
Слайд 6 В творчестве поэта и
художника, в памяти которого навсегда осталась сиротская боль и лишенное материнской ласки детство, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.
Обучение мальчика началось с нарвской школы, а потом и прогимназии во Владикавказе, давшим хороший старт нравственному, психологическому и эстетическому формированию его художнической индивидуальности.
Вскоре из гимназии Коста уехал к отцу, который на то время переселился в Кубанскую область, где организовал село Георгиевско-Осетинское (ныне – имени Коста Хетагурова).
В 1881 году Коста Хетагуров, биография и творчество которого являются неотъемлемой частью истории осетинского народа, стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Через 2 года выплата стипендии Кубанскими властями была прекращена; некоторое время Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу.
Молодой человек, все время тосковавший по родным краям, родной культурной и языковой стихии, принял решение вернуться в Осетию. До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал, преимущественно на русском языке, поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации. Коста Хетагуров, биография которого является хорошим примером любви и уважения к своему народу, даже выставлял свои полотна совместно с русским художником Бабичем А.Г. Также он устраивал музыкально-литературные вечера, а с 1888 года публиковался в региональной газете «Северный Кавказ».
После его смерти Коста Леванович Хетагуров, биография которого всегда была связана с творчеством, переехал в Ставрополь. В 1893 году стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», где проработал 4 года. Это было время, характеризующееся активной творческой деятельностью осетинского автора, поэтому именно эти годы можно по праву считать значительным шагом вперед: из неизвестного поэта-любителя Коста Хетагуров стал значительным литературным деятелем своего времени.
В 1985 году в газете был опубликован сборник его сочинений: все они были на русском языке. Также Коста Хетагуров, биография которого познавательна для поколения всех возрастов, писал и на своем родном осетинском, но стихотворения на этом языке к печати не допускались по причине отсутствия как таковых осетинского книгоиздательства и прессы.
Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано, но Коста, несмотря на физические трудности, старался активно принимать участие в литературной жизни и продолжал заниматься живописью.
В 1899 году Коста Хетагуров, биография которого тесно связана культурой осетинского народа, отправился в Херсон – очередное место ссылки. Город ему не понравился, и он попросил перевода в другое место, которым стал Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира». Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете: его публицистика стала более проблемной и острой. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, занимается живописью, работает над поэмой «Хетаг». В планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек».
Однако помешала его грандиозным планам болезнь, окончательно приковавшая поэта к постели. Поскольку денежных средств у Коста на существование практически не было (порой приходилось на хлеб просить у друзей), а самочувствие при этом ухудшалось, поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года; в этот сложный период Коста уже не смог вернуться к привычной творческой деятельности.
Только после смерти Коста Хетагурова стало понятно, что ушел человек необыкновенного характера, таланта и мужества, оставивший после себя значительное творческое наследие. В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров, творчество которого было высоко оценено его последователями, выступал против притеснения народов Кавказа и защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран.
Коста Хетагуров, полная биография которого полна по большей части трагических моментов, также был осетинским профессиональным живописцем; в своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени.
Слайд 11 Объектом пристального внимания многочисленных исследователей стала
творческая и общественная деятельность великого поэта. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии, его именем назван главный Северо-Осетинский государственный университет – главный вуз республики.
Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи и государственные премии. Коста Леванович Хетагуров, биография которого является большой гордостью для осетинского народа, заслужил самую главную награду: его неиссякаемую любовь.
порой созвучны мелодике его поэзии, а порой удивляют неожиданностями в расстановке эмоциональных и образно-смысловых акцентов.
Особую область произведений Хетагурова составляют работы на библейские сюжеты. Сюда входят и станковые произведения, и монументальные росписи, выполненные им для Алагирской церкви. Изучая иконографию религиозной живописи, Коста в своих работах приходил к самостоятельной интерпретации религиозных сюжетов, вкладывая в них большие человеческие мысли и чувства.
Простота изобразительных средств, точная передача портретного сходства и внутреннего содержания модели характерно для всей портретной живописи Коста. С большой теплотой выполнены портреты Тутти Тхостовой и Мисырби Гутиева, они строги по рисунку и благородно сдержанны по живописи. И совсем иначе решен портрет А. Цаликовой (1898 г.), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста.
Слайд 13Горянка, идущая за водой
Дети-каменщики
Слайд 14В осетинской сакле (гонка араки)
к раскрытию характеров героев становится акцентированный, предельно сдержанный взгляд. Наибольшего успеха в этом смысле художник добивается в «Автопортрете». В нем нет ничего лишнего, отвлекающего, только лицо художника, запечатленное строго в фас. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глаза художника, проницательные и полные грусти. Образ впечатляет большой внутренней силой и глубиной.
В пейзажах Коста привлекает одухотворенный лиризм, их отличительное качество – восторг перед дивными уголками родной природы.
Вклад Коста Хетагурова в искусство Осетии и России неоспоримо значителен. Живы в народе имя, слово и художественные образы Коста, его мысли, идеи и мечты. А для мастера, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.
Слайд 17Портрет А.Я.Поповой (1901)
Портрет А.А.Цаликовой (1898)
Слайд 18Природный мост в верховьях Кубани
Тебердинское ущелье (1900)
Слайд 21Портрет Хусина Баева
Портрет Мисирби Гутиева (1889)
Слайд 22Источники:
velib.com›biography/khetagurov_kosta_levanovich/
dic.academic.ru›dic.nsf/ruwiki/6027
Жизнь и творчество Коста Хетагурова
Источник: Жизнь и творчество Коста Хетагурова
Хетагуров,
Коста Леванович, Произведения Коста...