Слайд 2
Мифологический жанр живописи- разновидность исторического
Направления изобразительного искусства, главной тематикой работ
становятся
мифы, былины, сказки, священная история народа.
Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о
явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:
Слайд 3
Герои и их борьба с врагами, подвиги;
Пантеон Богов Египта, Греции, Рима,
Англии и др. европейских стран;
Герои сказок и былин славянских народов;
Легендарные персонажи истории, чье фактическое существование не доказано;
Слайд 4
История жанра:
РЕНЕССАНС
В этот период живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и
былинные сюжеты стали символичными. На первое место ставили определенные морально- этические проблемы, которые пытались решать при помощи живописи.
Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное
повышать уровень морали.
Слайд 5
В 18-19 века
В этот период резко возрастает интерес к античности, особенно
к Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы.
Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего мира. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.
Слайд 6
В 20 веке
В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству,
этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому мифологический жанр становится популярным.
На рубеже 19-20 веков появились новые мотивы- культура коренных народов.
Символисты и авангардисты стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.
Слайд 7
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:
Сказочные и мифологические мотивы- важная тематика изобразительного искусства.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛОТЕН:
Динамичность
сюжета;
Реалистичность передачи образов;
Яркость, внимание к деталям;
Насыщенность сюжета, многообразие образов;
Особое внимание перспективе, объемности изображения;
Слайд 8
Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне.
Благодаря Пуссену,
Рубенсу, Веласкесу направление активно развивается в 17-19 веках.
Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:
Слайд 9
Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
Рубенс «Венера
и Амур»
Слайд 10
«Венера, Марс и Купидон»
«Венера и Адонис»
Рубенс
Слайд 11
Пуссен. «Венера показывает Энею оружие»
Слайд 12
Пуссен. «Танец под музыку времени»
Слайд 13
Веласкес и Рембранд поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа
с реальной жизнью.
Веласкес «Туалет Венеры (Венера Рокби)»
Слайд 16
Английский художник Е. Берн-Джонс , творивший согласно эпохи Ренессанс. Религия и
мифология- главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом»
Персей и морские нимфы»
Персей-колесо фортуны
Слайд 17
Известный художник из Франции Г. Моро. Его работы являются лучшим примером
изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Его работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип»
Эдип и сфинкс»
Слайд 18
Рафаэль Санти – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи
Возрождения. Под кистью мастера родилось огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы.
Фреска «Аполлон и музы»
Слайд 19
Мастер русской живописи В.Васнецов творил в былинном направлении.
Сказочные сюжеты и темы
из мифов доминируют в его творчестве.
«Баян»
«Бог Саваоф»
Слайд 20
Сандро Боттичелли произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и
мифологические темы.
Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда. Это была картина «Аллегория Силы».
Слайд 21
К 1475 году художник писал картины для церквей, создавал фрески .
К
этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов»,
«Св. Себастьян», «Портрет флорентийской дамы» и «Портрет молодого человека»
С 1482 года искусство художника было на пике популярности.
В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства
Слайд 25
«Рождение Венеры» -
картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.
Картина
представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5*278,5. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция
Слайд 26
Сюжет картины
Известный сюжет картины рассказывает о рождении римской богини любви и
красоты из морской пены. Первоначально почиталась как богиня плодородия. В спину рожденной богине дует Зефир, бог весеннего ветра, подгоняя раковину к берегу. На берегу Венеру ожидает Ора, возрождающая землю, готовая укрыть Венеру красно- оранжевым покрывалом из цветов.
Слайд 27
Считается, что моделью была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском
побережье.
Она была первой красавицей флорентийского
Ренессанса, за свою красоту получила прозвище
Несравненной и Прекрасной Симонетты. Возлюбленная
Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя
Лоренцо Медичи.
История
Слайд 28
Герои картины
Зефир- бог западного ветра, господствовавший в восточной
Части Средиземного моря, начиная
с весны, и наибольшей
Интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию.
Часто приносит с собой дожди и даже бури. Рядом с ним на
Картине изображена его возлюбленная – Хлорида,
Обнимающая его руками и ногами.
Слайд 29
Ора или Гора- богиня времени года в древнегреческой
Мифологии. Дочь Зевса и
Фемиды.
Слайд 30
Иконография
В позе Венеры видно влияние классической греческой скульптуры. То, как
она опирается на одну ногу, линия бедра, пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном еще Поликлетом и Праксителем.
Слайд 31
Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют
на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Горы имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших.
Слайд 32
В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали
ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность.
Слайд 33
В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как
выражения жизни и энергии.
Слайд 34
Представители мифологической живописи стремились передать особенности былин и легенд разных стран
при помощи индивидуального стиля. Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.