Слайд 1ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Выполнила: Пургина Александра
Слайд 2«Все на земле боится времени, но само время боится пирамид»
(арабская пословица)
Слайд 3Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева
было так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Слайд 4Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и
поминания фараонов. Храмовые постройки расположены по всей территорииДревнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства.
Храм богини Исиды на острове Филе.
Слайд 5 Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на
земле. Слово «храм» что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма. Присутствие бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий.
Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе. В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат, эта же цель была и у храмов.
Слайд 6Архитектура Древнего царства
Архитектура Среднего царства
Архитектура Нового царства
Всю архитектуру Древнего Египта
можно разделить на 3 этапа
Слайд 7 Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены
в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды. Этот исторический период нередко называют «временем пирамид», и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.
Слайд 8Одним из ранних памятников архитектуры Древнего царства является ансамбль погребальных сооружений
фараона III династии Джосера.
Слайд 9 Самые известны пирамиды расположенные рядом : - Хефрена, Мекерина и самая
большая и высокая пирамида в Египте – Хеопса (Хуфу).
Пирамида фараона Хеопса была построена около города Гизы, в настоящее время являющегося пригородом Каира. Когда была построена пирамида Хеопса, в настоящее время точно сказать нельзя, а исследования дают сильный разброс. В Египте, например, официально празднуется дата начала строительства этой пирамиды — 23 августа 2480 года до нашей эры.
Слайд 10 На строительстве чуда света пирамиды Хеопса одновременно были задействованы порядка 100
000 человек. За первые десять лет работы была построена дорога, по которой доставляли огромные каменные блоки к реке и подземные сооружения пирамиды. Работы по возведению самого монумента продолжались еще порядка 20 лет.
Размеры пирамиды Хеопса в Гизе поражают. Высота пирамиды Хеопса изначально достигала 147 метров. Со временем, из-за засыпания песками и потерей облицовки она уменьшилась до 137 метров. Но даже эта цифра позволяла ей долгое время оставаться самым высоким сооружением человека в мире. Пирамида имеет квадратное основание со стороной 147 метров. Для строительства этого гиганта по оценкам потребовалось 2 300 000 известняковых блоков, весящих в среднем 2,5 тонны.
Слайд 11Архитектура Среднего царства
Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего
царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной.
Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.
Слайд 12 Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III вХавара.
Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита.
Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.
Слайд 13Строительство храмов во времена Нового царства велось в трех основных направлениях
Скальные
храмовые комплексы
Наземные храмовые комплексы
Полускальные храмовые комплексы
Слайд 14 Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной,
к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов.
Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.
Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком. В центре двора находился жертвенный камень.
За портиком располагался гипостиль (зал) а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
Слайд 15К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский
Ворота Луксоркского храма
Слайд 16 Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т».
Фасад храма вырубали в
наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.
Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».
Слайд 18 Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом
с храмом фараона Ментухотепа II.
Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад.
В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.
Слайд 20В древнегреческой мифологии сфинкс— чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и
хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.
Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи