Слайд 1РАФАЭЛЬ САНТИ
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 2
О нём известно не много: сын художника
и поэта гуманиста, рано достиг высших почестей. Римский Папа хотел увенчать его небывалой для живописца награды, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом. За свою недолгую (37 лет) жизнь он успел выразить в живописи полное царство гармонии, красоты и добра.
Слайд 3
«Мадонна Конестабиле»
(названная так по имени прежнего владельца картины)
– гордость нашего Эрмитажа, принадлежит кисти молодого Рафаэля. В отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой. Особенное очарование юной матери и ребёнка, лиризм весеннего пейзажа, наконец, искусство, с каким композиция вписана в очертания круга, делают это произведение истинным шедевром, заставляя предпочитать его даже более поздним, зрелым полотнам Рафаэля.
Слайд 4
«Портрет кардинала»
был написан художником около1512 года.
Кардинал – человек светский, учёный дипломат, больше интересовался античной философией, чем христианской религией, был умён, красив и пользовался неизменным успехом у дам. Рафаэль воспроизвёл портретные индивидуальные черты и, вместе с тем, в горделивой осанке, аскетически бледном, одухотворённом лице раскрыл высокое представление о духовной ценности личности
Слайд 5
«Сикстинская мадонна»
(названная так по имени монастыря, для которого была
написана) – самая знаменитая картина Рафаэля. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка в мир, где он будет принесён в жертву во искупление греха человеческого. Слава её ничем не подчёркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает её, преклонив колени, святой Сикст, облачённый в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно задумчивый взор. Она идёт к людям юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребёнка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой силой и с таким озарением, словно он видит и свою судьбу, и судьбу всего рода человеческого. «Сикстинская мадонна» - воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделял будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру – всем нам и тем, кто придёт после нас.
Слайд 6
«Портрет Папы Юлия II»
Папа Юлий II был личностью колоритной и незаурядной,
а роль его в истории тогдашней Европы - значительной. Этот
первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил
папской армией в сражениях.
Именно при папе Юлии II Рим стал крупнейшим политическим и культурным центром
Италии.
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль приезжает в Рим - именно в этом городе художнику предстояло прожить
до конца жизни. По приезде он немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа - росписи фресковой живописью парадных залов (станц) Ватикана.
Слайд 7
По приезде он немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа -
росписи фресковой живописью парадных залов (станц) Ватикана. Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Слайд 8
Первая фреска’, которую Рафаэль написал в Зале делла Сеньятура
(размер зала
примерно 8*10 м )
это «Диспут», или «Диспут о причастии». Она отображала религиозно-теологическую составляющую жизнедеятельности
человека.
Слайд 10
«Юстиция»
(«Мудрость, мера, сила»
Слайд 11
Фреска «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Это
великое произведение Рафаэля.прославляет мощь разума, объемлющего весь мир
Слайд 12
Работая над фреской «Афинская школа», художник поставил перед собой задачу невероятной
сложности. И гений его
проявился уже в самом подходе к ее решению.
На фреске изображен просторный, наполненный солнечным светом храм. У его входа возвышаются статуи Афины, богини мудрости, и Аполлона, бога красоты.
Слайд 13
Рафаэль разделил философов на несколько обособленных групп.
Одни осматривают два глобуса
- Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие , в центре с великим Евклидом
увлечены решением геометрической задачи.
Слайд 14
Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который,
что-то доказывая, загибает пальцы
Под сводами храма расположились в характерных позах и другие мыслители древности со своими учениками: жестикулирующий Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Слайд 15
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской
суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо,
указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его и наше
внимание на две интересные фигуры, которые находятся в центре композиции…
Слайд 16
Это убеленный сединами Платон( которому художник придал черты сходства с Леонардо
да Винчи) и молодой Аристотель. Дренегреческие философы ведут диалог - спокойный спор,
Аристотель протянул свою руку над землей, утверждая материальную сущность природы, а Платон указывает рукой на небо, подчеркивая духовное начало всего сущего. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Слайд 17
Интересно, что многим персонажам художник придаёт портретные черты своих современников- так
, например, Платон -это практически портрет Леонардо да Винчи
Слайд 18
Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в
образе Гераклита.
Слайд 19
А вот погруженный в чтение книги Пифагор. Многим из ученых древности
Рафаэль придал облик своих современников, символизируя преемственность знаний и духовного опыта. Мир, созданный на фреске «Афинская школа», – это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке.
Слайд 20
А вот и сам Рафаэль сам Рафаэль в этом сонме мудрецов?
Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Зачем он здесь?
Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, споре гигантских умов или же он принимает чью-то сторону...? Возможно, единство философий для Рафаэля — в разнообразии отдельных школ и личных мнений…
Возможно, именно так складывается великая симфония человеческого познания.
Слайд 21
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия,
мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов!
Когда эти фрески увидел папа Юлий II, восхищение его было настолько велико, что он приказал уничтожить все, сделанное в этой и в соседних комнатах до Рафаэля, и поручил одному ему закончить фрески от начала до конца. Но Рафаэль сохранил работы своих сотоварищей, одни оставил на своих местах, с других были сделаны копии.
Над фресками работали группы художников, но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.