Слайд 1Искусство первобытного общества
История изобразительного искусства.
Преп.: Малахова А. В.
Слайд 2Цель:
формирование представлений о понятии «первобытная культура»;
расширение лексики учащихся в пределах темы
урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой.
Тип урока: урок-лекция
Слайд 4Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды,
а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.
Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.
Слайд 5Верования того времени.
Человек изображал тех, кого почитал.
Люди того времени верили в
магию:
они считали, что с помощью картин
и других изображений можно
воздействовать на природу
или исход охоты.
Слайд 6Периодизация
Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки
меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.
Слайд 7Палеолит
Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный
век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.
Слайд 9Пещера Фон-де-Гом. Франция
Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция.
Поздний Палеолит.
Слайд 10Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове.
Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков
Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Слайд 11Пещера Нио. Франция
Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами.
Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.
Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.
Слайд 12Пещера Ласко
Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык
боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.
Слайд 13КАПОВА ПЕЩЕРА
Образовалась в известняках и доломитах на Юж. м Урале, на
р. Белая. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов
Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.
Слайд 14Скульптура палеолита
Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Статуэтки и иные
объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.
Слайд 15Рельеф
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский
период).
Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Слайд 16Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми
или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.
Слайд 17В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно
иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.
Слайд 18Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В
изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.
Слайд 19Мезолит
(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.
Перемена в области искусства:
главным
героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.
Слайд 20Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка
древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.
Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.
Слайд 21Сцена охоты. Испания.
Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского
и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.
Слайд 22Неолит
(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.
Неолит — новокаменный век, последняя
стадия каменного века.
Периодизация. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства.
Слайд 23Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики –
один из основных признаков неолитической эпохи.
Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Слайд 24Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.
- Острота
и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.
Слайд 25Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.
«Человек, играющий
на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.
Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику
Слайд 26Выводы
Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель,
сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).
Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.
Слайд 27Бро́нзовый век
Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было
отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
Слайд 28Мегалитическая архитектура
В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного
размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.
Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».
Слайд 291. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове
Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
Слайд 302. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых
третьим.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.
Слайд 313. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и
перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.
Слайд 324. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.
Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3
– 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.
Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.
Слайд 33Эпоха железа (Железный век)
1 тыс. до н.э.
В степях Восточной Европы и
Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см
Слайд 34Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации
Культурные
связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.
Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.
Слайд 35Выводы
Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность,
монументальность. Стилизация и реализм.