Слайд 1Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли)
1700 - 1771 —русский архитектор итальянс
кого происхождения, академик архитектуры Императорской Академии
художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянского скульптора К. Растрелли.
Слайд 2Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского
посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I.
Слайд 3 Уже в феврале 1716 г. Карло Растрелли прибыл в
Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Слайд 4 Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли
ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Слайд 5 Ранняя работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Эта постройка
вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Слайд 6Между 1727 и 1730 г.г. Растрелли создает план каменного дворца с
садом для князя Ивана Долгорукого и план нового здания Арсенала в Москве.
Слайд 7Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол Анны Иоанновны.
Растрелли был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице — Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 г. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в них были предприняты первые шаги к созданию уникального архитектурного стиля Растрелли.
Слайд 8Утраченные постройки :
1.Зимний дворец Анны Иоанновны,
2.Зимний Кремлевский дворец, г. Москва.
Слайд 9Осенью 1734 г. Бирон призывает к себе архитектора для того, чтобы
доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 г.
Слайд 10В ноябре 1741 г. произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел
на высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.
Слайд 11В конце февраля 1741 г. Растрелли подготовил план нового Летнего дворца,
а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка. (Летний дворец Елизаветы Петровны в С-Петербурге утрачен).
Слайд 12В 1749 г. Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря
в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 г. сооружение (начатое в 1748 г.) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII в.
Слайд 13Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 г., Растрелли получает
новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 14Большой Петергофский дворец.(1747-1755 г.г.)
Слайд 1515 июня 1752 г. Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском
дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 16Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к более значительному и
цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 г.
Слайд 17Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752
г. Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII в. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 19Внутреннее убранство Екатерининского дворца
Слайд 2016 февраля 1753 г. Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового
Зимнего дворца. Однако прошло больше года, пока был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 22Дворец - маковка русского барокко середины XVIII в., его завершение и
начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 23Как это ни парадоксально, но как раз Петр III оказался единственным
из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орден Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Слайд 2428 июня 1762 г. к власти пришла Екатерина II. С этого
времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его манера (барокко) стала немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 г. Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что переделываются внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 г. Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Екатерина II
Слайд 25 В 1764 г. Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии,
к своему старому покровителю и доброжелателю Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Бирона Петр, управляющий всеми делами, дал понять, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли.
Крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики, построенный по проекту Б.Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице — Митаве (ныне Елгава).
Слайд 26 В феврале 1769 г. Растрелли сызнова отправляется в Италию
с коммерческой целью - приобрести там картины итальянских живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 г. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.