Презентация, доклад по Искусству на тему: Язык и форма музыкального произведения(9 класс)

Содержание

Музыкальная форма — это комплекс взаимодействующих выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. Музыкальная форма — это композиционный план музыкального произведения, его строение.

Слайд 1Язык и форма музыкального произведения Искусство 9 класс
Выполнила: Учитель ИЗО
Скороварова

Юлия Сергеевна
МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»
Язык и форма музыкального произведения  Искусство 9 класс Выполнила: Учитель ИЗО Скороварова Юлия Сергеевна МБОУ «Гимназия

Слайд 2Музыкальная форма — это комплекс взаимодействующих выразительных средств, воплощающих в музыке

определённое идейно-художественное содержание. Музыкальная форма — это композиционный план музыкального произведения, его строение.
Музыкальная форма — это комплекс взаимодействующих выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. Музыкальная форма —

Слайд 3Мельчайшая единица музыкальной формы — мотив, а её начальный компонент —

музыкальная тема. Соотношение тем, тип их развития создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения. 
Мельчайшая единица музыкальной формы — мотив, а её начальный компонент — музыкальная тема. Соотношение тем, тип их

Слайд 4 Язык музыки является одним из художественных языков, поскольку она

располагает специфическими художественными семиотическими системами объективации, среди которых выделяются простые и сложные. К последним в науке относят воплощение музыки в нотных знаках, а затем в звуках.
Язык музыки является одним из художественных языков, поскольку она располагает специфическими художественными семиотическими системами объективации,

Слайд 5К музыкальному языку относятся все музыкальные средства, кроме композиции (как и

в литературе).

Кроме того, существует разделение музыкальных средств на главные (мелодия, ритм, гармония) и побочные (тембр, динамика, штрихи, фактура, регистр).

К музыкальному языку относятся все музыкальные средства, кроме композиции (как и в литературе).  Кроме того, существует

Слайд 6Одночастные произведения
Произведения, в которых отсутствует деление на части.
Русские народные песни

Одночастные произведенияПроизведения, в которых отсутствует деление на части.Русские народные песни

Слайд 7Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной

музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в

Слайд 8Пример
«Пусть всегда будет солнце» (А.И. Островский, Л. Ошанин)
«Спят усталые игрушки» (А.И.

Островский, З.А. Петрова)
Пример«Пусть всегда будет солнце» (А.И. Островский, Л. Ошанин)«Спят усталые игрушки» (А.И. Островский, З.А. Петрова)

Слайд 9Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к

вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто

Слайд 10Пример
«Венецианская ночь» М.И. Глинка
«Куплеты тореадора» Ж. Бизе
Строение:
Вступление – куплет(запев, припев)

– проигрыш – куплет - заключение
Пример «Венецианская ночь» М.И. Глинка«Куплеты тореадора» Ж. БизеСтроение:Вступление – куплет(запев, припев) – проигрыш – куплет - заключение

Слайд 11Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из

двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).
Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например

Слайд 12Вариационная форма
Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с

её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. 

«Полюшко-поле» Л.К. Книппера

Вариационная формаВариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно

Слайд 13Рондо
Рондо – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела –

рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг.
«Рондо Фарлафа» М.И. Глинка
РондоРондо – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды.

Слайд 14Фуга
Фуга – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в

разных голосах . Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией.
«Токката и фуга ре-минор» И.С.Бах
ФугаФуга – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах . Чаще фуга исполняется

Слайд 15Сонатная форма
В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну

из них называют«главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной).
Сонатная формаВ основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют«главной» (ту, которая звучит первой),

Слайд 16Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:
экспозиция (представление на суд публики

первой, второй и других тем);
разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);разработка (этап,

Слайд 17Пример
«Лунная соната» Л. Бетховен
«Апассионата» Л.Бетховен

Пример«Лунная соната» Л. Бетховен«Апассионата» Л.Бетховен

Слайд 18Сюита
Состоит из нескольких самостоятельных частей - танцев, обычно контрастирующих между собой

и объединенных общим художественным замыслом.
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке
«Картинки с выставки» М. Мусоргский
«Шехерезада» Н. Римского-Корсакова.
СюитаСостоит из нескольких самостоятельных частей - танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. «Сюита

Слайд 19Симфония
Симфония – произведение для оркестрав форме сонатного цикла (3-4 части).
«Ленинградская симфония»

Д.Б. Шосткович
«Патетическая симфония» П.И. Чайковский
СимфонияСимфония – произведение для оркестрав форме сонатного цикла (3-4 части).«Ленинградская симфония» Д.Б. Шосткович«Патетическая симфония» П.И. Чайковский

Слайд 20Кантата
Кантата – большое вокально-симфоническое произведение из нескольких частей для солиста,

хора и симфонического оркестра.
«Александр Невский» С.С. Прокофьев
Кантата Кантата – большое вокально-симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра.«Александр Невский» С.С.

Слайд 21Оратория
Вокально-симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические

фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы.
«Реквием» В.А. Моцарт
ОраторияВокально-симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии,

Слайд 22Вокальный цикл
Несколько романсов и песен, объединённых одной общей темой. Вокальные циклы

содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен.
«Детская» М.П. Мусоргский
«Прощание с Петербургом» П.И.Чайковский
Вокальный циклНесколько романсов и песен, объединённых одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и

Слайд 23Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть