Презентация, доклад по искусству на тему Выдающиеся личности России 20 века; люди, которые прославили Россию и были носителями духовно-нравственных христианских православных ценностей: художники М.В.Нестеров, П.Д Корин.

Содержание

Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых. Отец,

Слайд 1Выдающиеся личности России 20 века; люди, которые прославили Россию и были

носителями духовно-нравственных христианских православных ценностей: художники М.В.Нестеров, П.Д Корин.

Подготовила: учитель ИЗО МОУ СОШ № 25 имени А. М. Черемухина г. Люберцы Московской области
Скрипко Виктория Александровна

Презентация на тему:

Выдающиеся личности России 20 века; люди, которые прославили Россию и были носителями духовно-нравственных христианских православных ценностей: художники

Слайд 2Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в интеллигентной

купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом.
Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых.
Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.
К художественному таланту своего сына проявлял тёплое, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.
До 12 лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе.
Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать,

Слайд 3Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества

(1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками

Слайд 4Начало серьёзного творчества

В мае 1886 г. у художника родилась дочь Ольга,

при этом его жена Мария Мартыновская не выжила в родах... Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 г. им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица любимой жены.

Христова невеста, 1904

Начало серьёзного творчества В мае 1886 г. у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена Мария Мартыновская не

Слайд 5М.В. Нестеров. Этюд к картине ''Невеста Христова'‘, ныне прославленная  Церковью преподобномученица

Великая Княгиня Елизавета

В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел «Христову невесту» на периодической выставке в Москве. Картина поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. После смерти Великого Князя  в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия.  Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров (1907).  Замечательное сотрудничество закончилось написанием картины «Невеста Христова», на которой запечатлен  уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

М.В. Нестеров. Этюд к картине ''Невеста Христова'‘, ныне прославленная  Церковью преподобномученица Великая Княгиня Елизавета В начале 1898

Слайд 6Росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве
Благовещение. Архангел Гавриил.

Дева Мария.

Воскресение Христа

Отечество

Росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в МосквеБлаговещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.Воскресение Христа Отечество

Слайд 7Душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины раскрывает картина «За

приворотным зельем»(1888). В основе тема неразделенной любви. На полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого.
Душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины раскрывает картина «За приворотным зельем»(1888). В основе тема неразделенной

Слайд 8Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный

художником в 1888-89 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы. Еще до открытия выставки «Пустынник» был приобретен П. М. Третьяковым.
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 гг. Выставленная на

Слайд 9На полученные за картину «Пустынник» деньги в 1889 г. Нестеров отправился в

первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию.

За границу

Терраса на Капри

На полученные за картину «Пустынник» деньги в 1889 г. Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию,

Слайд 10Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и

была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убежден в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в

Слайд 11Преподобный Сергий Радонежский
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал

15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою – Сергию Радонежскому.

Труды Сергия Радонежского

Преподобный Сергий РадонежскийЗа более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному

Слайд 12В 1890 г. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора

в Киеве. Церковным росписям и иконам Нестеров отдал свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

«Святая Варвара» (позировала дочь Прахова), Киев

В 1890 г. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Церковным росписям и иконам

Слайд 13В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать

дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5- 6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объему работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвел большое впечатление на современников.

Путь ко Христу. Храм Александра Невского. Абастумани, Грузия

В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане

Слайд 14Абастумани

Абастумани

Слайд 15Под благовест, 1895
В 1895 г. была создана картина «Под благовест» («Монахи»). Два

монаха: первый - молодой и высокий, будущий книжник и догматик в плохом смысле этого слова, заботящийся не о спасении своей души, а о монастырской карьере, и второй — сгорбленный старец, чуждый всякого честолюбия, всецело углублённый в Священную книгу, полный детского восторга и радости бытия. На Передвижной выставке Нестерова приняли в члены Товарищества передвижников.
Под благовест, 1895В 1895 г. была создана картина «Под благовест» («Монахи»). Два монаха: первый - молодой и высокий, будущий

Слайд 16Всадники
1898–1899. Выставляет «Чудо», «Под благовест» на художественной выставке в Мюнхене. Избран

академиком живописи (по представлению Репина, Поленова и Васнецова).
Всадники1898–1899. Выставляет «Чудо», «Под благовест» на художественной выставке в Мюнхене. Избран академиком живописи (по представлению Репина, Поленова

Слайд 17В 1901 г., желая углубить свое знакомство с духовным миром русских монастырей,

художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Соловки

В 1901 г., желая углубить свое знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий

Слайд 18Молчание, 1903

Молчание, 1903

Слайд 19«Лисичка», 1914
1900–1901 - Встреча с Горьким (в Ялте), начало их дружбы.

Работа над этюдами к «Святой Руси». Поездка на Белое море, в Соловецкий монастырь. Портретный этюд Горького. Знакомство с Художественным театром, сближение с Шаляпиным.
«Лисичка», 19141900–1901 - Встреча с Горьким (в Ялте), начало их дружбы. Работа над этюдами к «Святой Руси».

Слайд 20 «Святая Русь», 1901-06
С Киевским показом законченной «Святой Руси» было

связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой. В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.
«Святая Русь», 1901-06 С Киевским показом законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в

Слайд 21Старообрядчество
На Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах»,

«На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины.

«На горах» (1896)

«На Волге» (1905)

«Думы» (1901)

Старообрядчество На Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни

Слайд 22Зимой в скиту. 1904. Холст, масло. 62×75,8

Зимой в скиту. 1904. Холст, масло. 62×75,8

Слайд 23Девушки на берегу

Девушки на берегу

Слайд 24«Великий постриг»,(1897 −1898)
«Две сестры»
Ты песню грустную затянешь – Плач без

начала и конца – В тоске своей прекрасной станешь И тень отступит от лица. Тогда прольется свет небесный С недостижимой высоты... И вновь художник неизвестный Достанет краски и холсты. Он назовет тебя Марией, Восторгом творческим дыша, Ведь в этом имени – Россия – Молитва, счастье и душа. (С.Дубровская)
«Великий постриг»,(1897 −1898) «Две сестры» Ты песню грустную затянешь – Плач без начала и конца – В

Слайд 25В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки

Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом экспонировалось 85 произведений (картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899).


Дмитрий на полотне изображён убиенным, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом. Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословляющий Царевича.

«Дмитрий Царевич убиенный»(1899)

В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом

Слайд 26Два лада. Большая персональная выставка в Петербурге и Москве, 1907

Два лада. Большая персональная выставка в Петербурге и Москве, 1907

Слайд 27После 1917 года
Революция 1917 г. стала своего рода рубежом для художника,

которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г. художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г. Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916)

Страстная седмица. 1933 г

Старец – раб Божий

После 1917 года Революция 1917 г. стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55

Слайд 28После 1917 года
Крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына

Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины.

«У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…»

На Руси. Душа народа. 1914—1916, холст, масло, 206х484 см

После 1917 года Крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение

Слайд 29В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве к

портрету. В девяностые годы и в начале XX века портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины.

Портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923)

Портрет дочери Ольги «Амазонка» (1906)

В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве к портрету. В девяностые годы и в

Слайд 30Портрет скульптора Веры Мухиной
Портрет хирурга С. С. Юдина
Портрет жены Е.П.Нестеровой
Портрет И.

Ильина, «Мыслитель»

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Нестеров М.В., 90-е годы

Портрет скульптора Веры МухинойПортрет хирурга С. С. ЮдинаПортрет жены Е.П.НестеровойПортрет И. Ильина, «Мыслитель» Философы (С.Н.Булгаков и П.

Слайд 31Картины Павла Корина глубоко человечные, глубоко живописные.
Русь уходящая. 1935-1959 гг.

Эскиз.
Картины Павла Корина глубоко человечные, глубоко живописные.Русь уходящая. 1935-1959 гг.  Эскиз.

Слайд 32Это высокая ступень в развитии русского искусства.
Корин П. Д. Палех. 1932

г.
Это высокая ступень в развитии русского искусства.Корин П. Д. Палех. 1932 г.

Слайд 33Жизнь Корина - напряженная, страстная, целиком отданная искусству, прославляющему Родину, -

может служить примером для многих художников.

32 витражных панно, спроектированные архитекторами А.Н. Душкиным и А.Г. Стрелковым, были изготовлены по эскизам художника П.Д. Корина в 1951 г, станция метро «Новослободская»

Жизнь Корина - напряженная, страстная, целиком отданная искусству, прославляющему Родину, - может служить примером для многих художников.32

Слайд 34Александр Невский. 1942

Холст, масло. 275 x 142 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Невский. 1942Холст, масло. 275 x 142 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 35Северная баллада. 1943

Холст, масло. 275 x 250 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Северная баллада. 1943Холст, масло. 275 x 250 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 36«Старинный сказ»  1943 г. 

«Старинный сказ»  1943 г. 

Слайд 37 Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни

они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Художники Михаил Васильевич Нестеров и Павел Дмитриевич Корин, гибким и богатым языком живописи могли изображать чувства человека, пребывание в Боге, сами имели чувство Божественного как состояние своего сознания, прославляли Россию.

Нестеров М. В. Автопортрет. 1928.

Нестеров М. В. Портрет П. Корина.1925.

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят.

Слайд 38"Любить Россию нелегко..." Римма Казакова Любить Россию нелегко, Она - в ухабах и траншеях И

в запахах боёв прошедших, Как там война ни далеко. Но, хоть воздастся, может быть, Любовью за любовь едва ли, Безмерная, как эти дали, Не устаёт душа любить. Страна, как истина, одна, - Она не станет посторонней, И благостней, и проторённей Тебе дорога не нужна. И затеряться страха нет, Как незаметная песчинка, В глубинке города, починка, Села, разъезда, вёрст и лет. И сладостно - любить Россию, Хотя любить и нелегко. Любую горечь пересилят. Отчизны мёд и молоко

Девушка у озера (Княгиня). Конец 1910-х - 1920-е
Нестеров М. В.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть