Слайд 1Создание балетного спектакля.
«Петрушка» –
шедевр балетного искусства
Презентацию подготовили:
Вероника Кулыгина, Любовь Тягичева,
ученицы 9а класса гимназии № 405
Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина
Санкт-Петербург, 2016
Слайд 2Балет «Петрушка» 1911 года стал одним из ярчайших явлений «Русских сезонов»
С.П. Дягилева. Он стал наглядным примером синтеза искусств. При этом этот балет не имел ни литературного, ни живописного, ни музыкального первоисточника.
Слайд 4Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном
гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол – Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.
Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка.
Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы.
Нарушенное веселье возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.
Слайд 5А.Н.Бенуа. Декорации к балету «Петрушка». 1911
Слайд 7Исходный замысел принадлежал И.Ф.Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – «вечным
и несчастным героем ярмарок» во многих странах мира.
Идея композитора очень понравилась С.П.Дягилеву, и тот в свое время предложил преобразовать этот замысел в хореографический спектакль. Затем в общих чертах они определили сюжет и интригу будущей постановки.
Музыку к балету написал Стравинский, а хореографию разработал танцовщик и балетмейстер М.М.Фокин.
Написать литературный сценарий и создать живописный образ спектакля (декорации и костюмы) было поручено известному художнику А.Н.Бенуа, он же предложил ввести любовный треугольник в спектакль.
Слайд 13Основное внимание И.Ф. Стравинский сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного
героя Петрушки, безнадежно влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу.
О страданиях главного героя, доброго, озорного и никогда не унывающего, он гениально рассказал на языке музыки. В ней было все ново: и улично-балаганный фольклор, и никогда до того не использовавшиеся приёмы оркестровки, и свободное многоголосье.
Для «Петрушки» композитор создал музыкальный язык, ранее не слыханный и вместе с тем понятный каждому благодаря его острой театральной образности.
Слайд 16Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге 1830-х
гг. Пляски румяных кормилец, кучеров, ряженых, скоморохов, сменяли друг друга на сцене.
Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате плакал Петрушка. Он радовался, когда в комнату заглядывала Балерина, и впадал в отчаяние, когда равнодушная красавица исчезала.
В спектакле особенно поражала финальная сцена прощания Петрушки с жизнью. Удивительной находкой Стравинского стал отрывистый «всхлип», «выдых» флейт и странный звук от брошенного на пол бубна.
В трагический момент отлета души Петрушки в лучший мир звучала изумительная музыка, передававшая трепет уходящей жизни.
Слайд 19А.Н. Бенуа.
Костюм Балерины.
1911 год
Слайд 20А.Н. Бенуа.
Костюм Арапа.
1911 год
Слайд 21А.Н. Бенуа.
Костюм Петрушки.
1911 год
Слайд 22Надгробный памятник Вацлаву Нижинскому
на кладбище Монмартр
в Париже.
Статуя, воздвигнутая за
счет Сержа Лифаря, изображает Нижинского
в роли Петрушки.
Подробнее:
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82)
Слайд 24https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(балет)
http://cyclowiki.org/wiki/Петрушка_(балет)
http://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/petrushka
Слайд 26Игорь Федорович Стравинский
(1882 – 1971)
домой
Слайд 27Сергей Павлович Дягилев
(1872 – 1929)
домой
Слайд 28Михаил Михайлович Фокин
(1880 – 1942)
домой
Слайд 29Александр Николаевич Бенуа
(1870 – 1960)
домой