Слайд 1Изображение в фотографии и живописи
Слайд 2В художественных вузах студенты, изучающие историю искусств, знают, что в эпоху
Ренессанса, на рубеже 14-15 веков в живописи произошел резкий скачек: все художники внезапно стали лучше рисовать, в картинах появился свет и объем.
Почему изображения вдруг стали такими реалистичными и детальными?
Об этом многие задумывались, но не могли дать толкового ответа. Пока группа художников-исследователей не взяла в руки лупу.
Слайд 3Однажды, рассматривая небольшие наброски художников эпохи Ренессанса, они наткнулись на странные
и точные линии, похожие на то, как мы в детстве обводили на оконном стекле интересные нам картинки на наложенный лист, видя картинку на просвет.
Художники были поражены, насколько они реалистичны. Возникло предположение, что судя по всему в старину художники использовал Camera Lucida — странное устройство с призмой, которое крепится на стойке к планшету.
Как оно работает?
Художник, глядя на свой рисунок одним глазом, видит реальное изображение, а другим — сам рисунок и свою руку. Получается оптическая иллюзия, позволяющая точно переносить реальные пропорции на бумагу. Вот откуда «залог» появления реалистичности изображения!
Слайд 4Заинтересовавшись этим «оптическим» видом рисунков и картин, художники-исследователи стали выбирать из
сотни репродукций картин, созданных на протяжении многих веков, работы, выглядевшие «реально». Отобрав их по времени создания они увидели резкий скачек в качестве живописи на рубеже 14-15 веков. Это известно всем по истории искусств как Ренессанс.
Может, они пользовались той самой камерой-люцидой? Такое же устройство впервые описывается Кеплером еще в 1611 году в его труде Dioptrice.
Но есть одна загвоздка: оно не подходит для больших по размеру работ?
Исследователи стали думать, есть ли другое оптическое устройство, позволяющее проецировать или передавать изображение на холст, и вспомнили: есть камера-обскура! Она известна еще со времен Аристотеля.
Как же она выглядит?
Это темная комната или коробка, в которую сквозь небольшое отверстие попадает свет, и таким образом получается проекция на холсте или листе того, что перед отверстием, но в перевернутом виде.
Слайд 5 Чтобы получить четкое изображение, были нужны линзы. В то время их
было практически невозможно изготовить, поскольку не существовало технологий получения качественного стекла.
Значит и это устройство опять не подходит.
Так какое устройство использовали художники эпохи Возрождения для своих картин?
И вдруг рассматривая репродукции, исследователи обратили внимание на одну очень необычную: это была картина художника Ян Ван Эйка — Фламандский живописец эпохи раннего возрождения. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини» 1434 г.
В этой картине и была спрятана подсказка!
Эта картина напичкана огромным количеством деталей, что очень сложны в написании, тем более она написана так рано.
Что же послужило подсказкой?
Cамой главной подсказкой в этой картине служит зеркало. Оно и подсказало, как автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности передаваемого изображения.
Художники-исследователи попытались написать часть увеличенного изображения этой картины, предполагая, что это совпадение и можно это сделать и без специального устройства, но столкнулись с тем, что некоторые из деталей картины очень сложно нарисовать в перспективе. Оказалось, что кроме перспективы есть и еще очень важные моменты, как бы физическая материальность этого изображения.
Например, при изображении стального предмета очень важно нанести блики как можно более реально. И у автора это получилось. В чем трудность запечатлеть эти блики и сделать это правильно? Проблема в том, что они двигаются, когда двигается взгляд зрителя или художника, то есть запечатлеть их вообще очень непросто даже опытному художнику.
А реалистичное изображение металла и бликов — это отличительная черта картин Ренессанса. До этого художники даже и не пытались этого делать.
Создав точную трехмерную модель этой картины, команда исследователей была поражена тем, что на картине «Портрет Четы Арнольфини» все детали нарисованы точно в реальной перспективе, но как бы отдельно друг от друга.
Проблема все ещё оставалась в том, что точных оптических инструментов для столь точной передачи перспективы еще не существовало. Так чем пользовался художник, создавший её?
Слайд 6И наконец один из исследователей на увеличенном фрагменте картины увидел, что
зеркало на картине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое, а, значит, были и зеркала наоборот — вогнут оказалось, что в те времена такие зеркала делались повсеместно и считались очень модными. Единственное но — их могли себе позволить только состоятельные жители.
Как они делались?
Бралась стеклянная сфера, ее дно покрывалось серебром, затем все, кроме дна, отрезали, а задняя сторона зеркала не затемнялась.
Слайд 7Значит, вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка, при помощи которого он и
написал эту картину, могло быть то самое зеркало, которое изображено на картине, только с обратной стороны.
любой физик расскажет вам, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. размер четкой, сфокусированной части проекции примерно 30 квадратных сантиметров, в данном случае, это как раз размер голов на этой картине и многих других.
этот размер совпадает с портретами «дожа Леонардо Лоредана» художника Джовании Беллини (1501), портрета мужчины Робера Кампена (1430), портрета Яна Ван Эйка «мужчина в красном тюрбане» и еще множества ранних голландских портретов.
Слайд 8Например, как на этой картине 1600-х годов, где танцует пара левшей,
им грозит пальцем леворукий старик, а под платье женщины заглядывает леволапая собака.
Вся эта проблема решается установкой зеркала, в которое направлена линза. Отражая и проецируя проекцию, оно делало изображение правильным. Скорее всего художники не придавали особого значения этому и многие не тратили на это деньги.
Конечно в то время линзы не могли точно передавать изображения в краях, и художнику приходилось изменять положение холста под лучами проекции, но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях.
Разные художники использовали линзы по-своему. Кто-то для набросков, кто-то составлял картину из разных частей: ведь теперь главное — это возможность сделать портрет, а все остальное можно дописать потом.
Через некоторое время писать с помощью камеры-обскура смогли позволить себе многие художники, и это перестало быть большим секретом. Благодаря этому мы сегодня можем видеть работы художников, с необычайной точностью передающие виды, пейзажи, одежду и предметы того времени. Видеть саму историю, попадая в прошлое.
Что же произошло далее? А вот что! Из-за появления многих технических устройств и экспериментов с химическими веществами художники задумались над упрощением и общедоступностью своей работы.
Появилась фотография!
Слайд 9Первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный ньепсом
в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Были и другие методы и способы получения изображения при помощи химических веществ, но они были очень сложны и вредны для здоровья.
Слайд 10Основным создателем получения негативного фотографического изображения считается Уильям Генри Фокс Тальбот.
Он в 1839 году придумал в качестве носителя изображения использовать бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.
Впоследствии, в 1861 году была изобретена цветная фотография.