Слайд 1Кузьма Сергеевич
Петров – Водкин
(1878 – 1939)
Урок культуры края
Учитель Иванова Г.А.
Слайд 2Биография
Кузьма Сергеевич Петров – Водкин родился 24 октября
(5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника. Мать была родом из деревни. Прежде чем стать художником, Кузьме Петрову – Водкину пришлось преодолеть барьер предрассудков. В среде, в которой он вырос искусство считалось баловством.
Впечатления юности, любовь к безграничным волжским просторам не раз послужили для него источником вдохновения.
Слайд 3Биография
Позже он сам писал: «
Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов… Только на Волге, только в Хвалынске бывают такие весны, когда дышишь, купаешься воздухом сквозь всякие стены и запоры…»
Слайд 4Биография
Будучи учеником четырехклассного городского училища, Кузьма познакомился
с двумя местными иконописцами, у которых оно мог наблюдать все этапы написания икон. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.
В 1893 году он закончил училище. Проработав лето в судоремонтных мастерских , осенью Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова.
После недолгого пребывания в Самаре, он уехал в Петербург в училище Штиглица.
Слайд 5Биография
В 1897 году Петров – Водкин переехал в
Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Валентина Александровича Серова, произведения которого очень нравились молодому художнику. В училище Кузьма подружился с П.В. Кузнецовым и М.С. Сарьяном. Как и его друзьям, большую пользу ему принесли поездки за границу. В 1901 году он работал в одной из лучших мастерских Мюнхена у А. Ашбе. В Мюнхене он впервые хорошо познакомился с произведениями французских импрессионистов.
В 1905 году Петров-Водкин, окончив училище, решил пройти еще одну «академию» и отправился на три года в путешествие.
Слайд 6Биография
Художник побывал в Греции, в Италии,
в Северной Африке, долго жил в Париже и показывал там свои работы на выставках. У него выработался свой стиль.
По возвращении на Родину, Петров-Водкин устроил выставку своих работ в редакции журнала «Аполлон». В 1911 году художник становится членом объединения «Мир искусства».
Огромнейшее впечатление на него производит древнерусское искусство. В самой знаменитой картине «Купание красного коня» видны главные художественные принципы мастера.
Слайд 7«Купание красного коня»
Художник идет от традиции русской фрески. Он сторонник картины
как произведения, выражающего большие идеи своего времени. Красный конь – символ России. Это затишье перед революцией. Красный конь еще послушный, еще мирный вскоре превратится в символ революции.
Слайд 8«Фантазия»
Красный конь, летящий над землей, появился в картине «Фантазия». Красный цвет,
сочный, яркий будет часто появляться на полотнах художниках. Огненный цвет еще непознанной революционной стихии, рождение которой предчувствовал Петров-Водкин.
Слайд 9Тема материнства
Одна из самых любимых тем мастера – тема материнства раскрыта
в целом ряде произведений. Самое лучшее из них - картина «Мать». Образ простой крестьянки возвышен до образа мадонны, полон загадочной глубины , духовности и чистоты.
Особенность картины – изображение предметов при точке зрения сверху и сбоку, это придает динамизм.
Слайд 10«1918 год в Петрограде»
Второе название картины – «Петроградская мадонна». Картина посвящена
теме переселения бедноты в новые квартиры.
Слайд 11Пейзажи
Саратовская земля органично вошла в
полотна художника. Самый лучший пейзаж - «Полдень. Лето». В ней дан собирательный образ хвалынской земли. Голубовато-зеленый ландшафт, пересеченный оврагами, увиден как бы с высоты птичьего полета. Вершины и впадины покрыты фруктовыми деревьями, кустарниками. Фигурки людей в одеждах чистого цвета усиливают впечатление.
Пейзаж, взятый сверху, воспринимается как символ Родины, образ родной земли.
Слайд 12«После боя»
В этой картине художник создал эффект сферичности пространства. Его
композиция построена не по горизонтальным или вертикальным осям, а по наклонным. Зритель словно находится в центре, а его взгляд расходится по окружностям и охватывает все полотно.
Слайд 13«Смерть комиссара»
В картине показана красота подвига,
чувствуется величие идеи, во имя которой герой отдает свою жизнь.
Слайд 14Портрет Анны Ахматовой
Особое место в творчестве Петрова-Водкина занимал портрет.
Человеческое лицо для мастера было «высшей на земле формой». Лучшие портреты, говоря словами художника «сосредоточены в себе». Это знаменитый портрет поэтессы Анны Ахматовой. Художник создал удивительный по лиризму образ пота, погруженного в творчество.
Слайд 15Натюрморты
В натюрмортах небольшие предметы даются крупным планом., а поверхность под ними
кажется безграничной, как например на картине «Яблоко и лимон»
Слайд 16«Весна»
Одно из последних больших работ художника. Для картины
характерна философская сложность образов, высокий строй мыслей. Любовь человеческая сопоставляется с любовью к родной земле.
Слайд 17Последние годы жизни
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы
художественного образования. С 1918 по 1933 год он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных мастерских, Институте пролетарского изобразительного искусства.
В августе 1932 года К.С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.