Слайд 1
Петергоф ( «двор Петра»)
(дворцово-парковый ансамбль)
Слайд 2Петергоф ( «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится
на территории города Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец) в Петродворцовом районе) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Слайд 4Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух
веков.
Нижний паркНижний парк, Верхний садНижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке;
АлександрияАлександрия, Колонистский паркАлександрия, Колонистский парк, Луговой паркАлександрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк,
СергиевкаСергиевка, Собственная дача —
ансамбли XIX века.
Слайд 7Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань
для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец. В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль.
Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних.
Слайд 8Центральное место в композиции занимает Нижний паркЦентральное место в композиции занимает Нижний парк с
фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля.
С востока Нижний парк граничит с АлександриейС востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком.
К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка.
К югу от него простирается обширный
Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка, с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Слайд 9
Верхний сад, имеющий площадь 15 гектаров, был разбит при Петре IВерхний сад,
имеющий площадь 15 гектаров, был разбит при Петре I. Современный облик Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны. Водная декорация Верхнего сада состоит из пяти фонтанов. На центральной оси сада, совпадающей с центральной осью дворца, расположены три фонтана: "Межеумный", "Нептун" и "Дубовый". Два других фонтана находятся в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца - Гербового и Церковного.
Слайд 10В самом начале пути от ворот Верхнего сада расположен фонтан "Межеумный".
Его бассейн представляет собой круглую чашу диаметром 30 метров, выполненную из светлого доломита. Центром композиции является дракон, окруженный четырьмя резвящимися дельфинами. Скульптурные украшения фонтана "Межеумный" менялись несколько раз за историю его существования, что нашло отражение в его названии - "межеумный" означает "неопределенный".
Слайд 12Фонтан "Нептун" - основная доминанта в композиции Верхнего сада Петергофа. Интересно,
что скульптурная группа "Нептуна" была выполнена в 1650-1660 годах для "фонтана мира" в честь окончания войны между Германией и Швецией, но из-за отсутствия финансирования фонтан так и не был построен, а скульптура пролежала на складе до конца 18 века, пока не была куплена Павлом I и отдана в Петергоф. Фигурный бассейн фонтана "Нептун" представляет собой чашу длиной 92 метра, шириной 33 метра. На трехъярусном постаменте возвышается бронзовая фигура бога морей - Нептуна.
Слайд 14Перед центральной частью Большого дворца расположен фонтан "Дубовый". В центре композиции находился свинцовый
дуб — отсюда и название «Дубовый».
Конфигурация и размеры этого бассейна, выложенного светлыми и темными гранитными плитами, точно Конфигурация и размеры этого бассейна, выложенного светлыми и темными гранитными плитами, точно совпадают с бассейном фонтана "Межеумный". Центром композиции фонтана "Дубовый" является мраморная скульптура Амура, возвышающаяся на туфовой горке, расходящейся шестью лучами. На каждом луче помещен бронзовый дельфин.
Слайд 15Неподалеку от "Дубового" фонтана симметрично расположены мраморные статуи мифологических покровителей природы
- Зефира, Флоры, Помоны и Вертумна. Они были выполнены в 1757 году скульптором А. Бонацца в Падуе.
Струи еще двух фонтанов бьют из петровских Квадратных прудов. Бассейны Квадратных прудов были украшены бронзовыми дельфинами и мраморными фигурами Аполлона и Венеры Италийской. Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето»
Слайд 16Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада.
Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714 — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.
Слайд 19В первые же дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года во
дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя 8 лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.
Слайд 20Танцевальный зал в Большом дворце
Слайд 21Нижний парк, в плане представляющий собой удлиненный треугольник, имеет площадь около
102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяженность с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.
Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего паркаОснова планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева»Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора»Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.
Слайд 23По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура ГераклаПо
первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидруПо первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на СамсонаПо первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победойПо первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона СтранноприимцаПо первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.
Слайд 25Морской канал и аллея фонтанов
Вдоль морского канала расположилась аллея из
22 фонтанов
Мраморные Воронихинские колоннады (1800Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея ВоронихинаМраморные Воронихинские колоннады (1800-1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году. Каждая каменная постройка имеет длину 21 м и украшена восьмью стройными парными колоннами дорического ордера, которые стоят на аккуратном гранитном цоколе. К колоннам можно подняться по ступенькам лестницы.
Слайд 29Фонтаны «Адам» и «Ева». Изготовление скульптур было заказано венецианцу Джованни Бонацца.
Первоначально, в 1718 году, скульптуры разместили на обычных постаментах, а собственно фонтаны заложили уже позже.
Слайд 30Ансамбль западной части
Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря
на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая.
Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.
Слайд 34Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII векаПроект
«Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ ПарижаНовый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во ФранцииНовый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 годуНовый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII векаНовый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины.
Слайд 35Каскад «Золотая гора»
Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть
ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».
Слайд 36
Фонтан «Китовый»
Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из
дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. В конце XIX века композиция настолько обветшала, что её пришлось разобрать, фонтан был переделан и сейчас имеет тот вид, которым мы можем любоваться сегодня – посреди зеркальной глади пруда, имеющего форму ковша, поднимается на восемь метров ввысь полый внутри водяной столб. А вокруг него резвятся четыре позолоченных дельфина, выпуская из раскрытых пастей дуги струй.
Слайд 37Ансамбль восточной части
Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)
Шахматная гора — каскад, расположенный на
склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится гротШахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Слайд 38
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух
фонтанов, установленных в Риме, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.
Слайд 39
В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» —
именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.
Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.
Слайд 42Екатерининский корпус был построен при Елизавете ПетровнеЕкатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по
проекту архитектора Ф. РастреллиЕкатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле бароккоЕкатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина IIЕкатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Федоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.
Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.
Слайд 44В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно
поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.
Слайд 46Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов ПетергофаФонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа,
построенных по указанию Петра IФонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годахФонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. МикеттиФонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером СуалемомФонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Слайд 47Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах.
Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.
Слайд 48Фонтан-шутиха «Ёлочки»
Создан в правление императрицы Екатерины II в
1784 году
по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова
фонтанным мастером И. В. Кейзером,
самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.