Слайд 1Ознакомление с традиционными и современными видами рукоделия.
Автор: Черник Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования МБОУ Высочинской ООШ Азовского района
Слайд 2 Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности»
Куклы
наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Изготовление куклы было делом сугубо женским.
Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс.
Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.
Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет.
По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого. В век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах, но сейчас вновь мастерицы возвращаются к этому, почти забытому, виду рукоделия.
Слайд 3
Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид
рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.
Слайд 4
История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается,
что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстилки.
Существует, так же, красивая Легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии Св. Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.
Согласно другой легенде это был Святой Иаков, апостол Иисуса Христа. Во время путешествия из Святой земли в Испанию для того, чтобы успокоить свои больные ноги, не привыкшие к долгим странствиям, он собрал с кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и выложил мягкий слой между ногами и сандалиями. А через некоторое время заметил, что шерсть, благодаря давлению, влажности и поту, свалялась.
Слайд 5Полимерная глина, или пластика – сравнительно новый материал, который рукодельницы не
смогли оставить без внимания. Ничего общего с настоящей глиной пластика не имеет, так как это типичный представить полимеров. Техника работы с этим материалом проста – пластичной массе несложно придать любую форму, смешивая оттенки и цвета. Готовые изделия можно запекать, а можно просто варить в кипятке – это быстрее и намного безопаснее.
В начале прошлого века в Аргентине был придуман так называемый "холодный фарфор". Ничего общего с настоящим фарфором он не имеет, а назван так из-за того, что высыхая, он очень похож на настоящий. На самом деле он представляет собой полимерную массу для художественной лепки.
Из этого материала прекрасно получаются различные цветы, один в один похожие на настоящие. Так же можно изготавливать бижутерию, игрушки, сувениры, различную мелочь для других поделок.
В отличие от полимерного пластика, холодный фарфор по силам изготовить самому, в домашних условиях, используя доступные материалы. Вам понадобятся: крахмал (лучше всего для этой цели подойдет кукурузный, но можно использовать и картофельный), клей ПВА, глицерин, увлажняющий крем для рук (желательно пожирнее) и лимонная кислота.
Полученная масса обладает очень хорошей пластичностью, проста в работе, легко принимает необходимые формы. Его можно подкрашивать в любой цвет. Для придания более реалистичного вида, следует кисточкой нанести сухую пищевую краску на готовое изделие, а затем подержать его над паром от кипящего чайника. Для более глубокого цвета можно использовать акриловые краски. Высыхая, холодный фарфор становится твердым и приобретает легкое восковое свечение. Это происходит примерно за сутки, поэтому у Вас есть достаточно времени для исправления всех недостатков. Готовые изделия приобретают достаточный запас прочности, они вполне способны пережить даже падение с высоты.
Слайд 6Плетение из газетных трубочек - это относительно новый вид рукоделия. Родился
он благодаря тому, что закрылись пункты приема макулатуры, а в ящиках ежедневно стали появляться бесплатные рекламные газеты. Из газет плетут предметы декора и домашнего обихода: корзины, вазы, коробки для белья, шкатулки, всевозможные коробочки.
Техника плетения практически не отличается от древнейшей методики изготовления домашней утвари из лозы. Газеты сначала сворачивают в плотные трубочки, затем окрашивают и создают изделия. Готовые работы покрывают лаком, в результате чего получается вещь, устойчивая к влажности и пыли.
Слайд 7Декупаж - это способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности.
Декупаж хорош тем, что люди, не умеющие профессионально рисовать, могут использовать рисунки на салфетках или специальных картах. С помощью них можно декорировать своими руками многие вещи: мебель, посуду, вазы, цветочные горшки, абажуры для ламп и прочее, всё, что захочет ваша фантазия.
Слайд 8
Пэчворк - лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика. Вид рукоделия, при
котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Слайд 9Фоамиран – это достаточно новый для России материал, получивший самое широкое
применение. Фоамиран или фом это тонкие листы вспененной резины. За нежную и шелковистую текстуру этот материал часто называют «искусственной замшей» или «пластичной замшей».
Чем уникаленфоамиран? А вот чем — при нагревании он легко меняет свою форму и здесь можно придать ему руками или инструментами любую нужную форму, а так же нанести на него любой рисунок. Так, например, фоамиран полюбился рукодельницам, он используется в скрапбукинге, флористике, украшении заколок и венков, составлении цветочных композиций для букетов невест и бутоньерок женихов. Подумайте, ведь такой букет будет вечным и никогда не завянет!
Слайд 10Топиарии - это искусственные деревца, которым приписывается роль денежных талисманов. Но
даже без этого, они прекрасно подходят для создания уюта в доме и являются отличными подарками.
Изначально топиарное искусство появилось в ландшафтом дизайне. Фигурная стрижка крон деревьев была известна еще в Древнем Риме. Оттуда и появилось название. Древние римляне славились своими регулярными садами и имели специального раба, топиария (topiarius, мастер топосов), который следил и поддерживал в надлежащем состоянии декоративный участок (topia). Кроны деревьев должны быть либо диаметрические, либо воспроизводить какие-нибудь фигуры. В более позднее время фигурная стрижка крон получила распространение и в Европе. Интерес к топиарному искусству не угасает и по сей день. В ландшафте это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров Топиарий – это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.
Слайд 11
Канзаши (яп. 簪 или 髪挿し) – традиционные украшения для волос, которые
носили японские красавицы. Канзаши обычно носят совместно с кимоно.
В 1603 году в Японии к власти приходит клан Токугава (1603—1868). Практически весь период Эдо (историческое название периода правления клана ) страна находилась за "железным занавесом", не сообщаясь с другими странами и даже не ведя торговли с ними. Именно в этот период происходит становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата, окончательно формируется традиционная японская культура.
В Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов строго формализованы. Кандзаши должны соответствовать социальному положению и возрасту носящего. А так как японский женский традиционный костюм не допускал никаких украшений тела, рук и шеи, то единственным полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и благосостояния владелицы, являлось возможность украсить свою прическу. На гравюрах можно увидеть, как японки навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.