Слайд 1Поленов
Василий Дмитриевич
(1 июня 1844 года – 18 июля 1927 года)
Слайд 2
Василий Дмитриевич Поленов –
один из выдающихся русских художников.
Слайд 4
Родился в Петербурге
в культурной дворянской семье.
Начал заниматься живописью в
12 лет.
Слайд 5
Окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
А по вечерам
посещал Академию Художеств. Окончил ее в 1867 году, получив серебряные медали за рисунки и этюд.
Слайд 6
В 1872 году Поленов отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное
время жил в Париже.
В 1876 году получил звание академика.
Вена
Мюнхен
Венеция
Флоренция
Неаполь
Париж
Слайд 7
Художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе
его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин.
Слайд 8
В 1877 Поленов поселился в Москве.
На VI передвижной выставке Поленов показывает
картину
«Московский дворик»,
написанную с натуры
в арбатском переулке.
Её показ вызвал оглушительный успех.
Слайд 9
С 1879 года состоял членом
Товарищества передвижных
художественных выставок.
Слайд 10
В 1881 отправляется
в своё первое путешествие
на Ближний Восток
по библейским
местам: КонстантинопольКонстантинополь, ПалестинуКонстантинополь, Палестину, Сирию,
Египет, откуда привозит эскизы
к масштабному полотну
«Христос и грешница».
Константинополь
Палестина
Сирия
Египет
«Христос и грешница»
Слайд 11Главное в творчестве художника
цикл картин "Из жизни Христа".
Для максимальной достоверности
в картинах Поленов едет в Палестину и проходит по пути Христа.
Там он делает множество зарисовок
и за 19 лет пишет 58 картин.
Слайд 12
В 1890 приобрёл
небольшое имение Бёхово
в Тульской губернии,
на высоком берегу
над Окой.
Усадьба была названа Борок.
Слайд 13
Поленов много работал, охотно приглашал к себе сельских детей,
проводил для них познавательные занятия и представления. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
Слайд 14
В настоящее время в усадьбе Борок (современное название
Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина.
http://polenovo360.ru/rus/
Слайд 15
В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.
Слайд 16
Художник скончался 18 июляХудожник скончался 18 июля 1927 года
в своей усадьбе и был похоронен
на
сельском кладбище в селе Бёхово
на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.
Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
Слайд 18
Перед началом своей художественной карьеры Поленов участвовал в сражениях на сербско-турецком
фронте и получил много наград.
Слайд 19
Поленов был многогранным человеком: живописцем и театральным художником,
архитектором и музыкантом.
В Московской консерватории была поставлена опера Поленова «Призраки Эллады».
Слайд 21Галерея шедевров
http://kurspresent.ru/page/polenov-vasilij-dmitrievich
Слайд 23Холст » 64.5x80.1 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственная
Третьяковская галерея
Московский дворик (1878)
Слайд 24В 1877 году Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву. Он так
описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идёт женщина с ведром, стоит запряжённая в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви. В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни.
Слайд 25
Почему, на твой взгляд,
эта картина вызвала
на выставке «передвижников» большой
успех?
Слайд 26Холст » 64.5x80.1 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственная
Третьяковская галерея
Московский дворик (1878)
Слайд 27Холст » 54.7x65 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей
» Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бабушкин сад (1878)
Слайд 28В картине изображен тот же усадебный дом, что и в «Московском дворике».
Появились обе эти работы в одном и том же 1878 году.
На твой взгляд, эта картина похожа на картину «Московский дворик» или в ней другое настроение?
Благодаря чему?
Слайд 29Холст » 54.7x65 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей
» Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бабушкин сад (1878)
Слайд 30Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственный мемориальный историко-художественный и
природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область
Золотая осень (1893)
Слайд 31На данной картине запечатлен прием, который довольно характерен для Поленова –
это организация пространства при помощи дуги.
Здесь роль дуги исполняет дуга Оки, которая уравновешивает и завершает картину в целом. Осень – самое любимое время года, а река Ока – самое дорогое место.
Слайд 32Какие средства
художественной выразительности использовал художник,
чтобы показать нам «золотую» осень?
Слайд 33Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственный мемориальный историко-художественный и
природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область
Золотая осень (1893)
Слайд 34Заросший пруд (1879)
Холст » 77x121.8 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 35На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На
переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками.
Слайд 36Какое настроение создает картина?
С помощью оттенков какого цвета написана бо́льшая часть
картины?
На твой взгляд, что хотел подчеркнуть художник, изображая задумчивую фигурку женщины в белом платье?
Слайд 37Заросший пруд (1879)
Холст » 77x121.8 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 38Холст » 325x611 см
Жанр: » Религиозный сюжет
Техника: » Масло
Музей »
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос и грешница (Кто без греха?) (1888)
Слайд 39В картине показан
эпизод истории из Евангелие.
«…утром опять пришел в храм, и весь
народ шел к Нему. Тут привели к Нему женщину, уличенную в грехе, и, поставив её посреди, сказали Ему: «Учитель! эта женщина грешна; а Моисей заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»
Он сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень!»
Все сразу разошлись. А женщине Иисус сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Слайд 40Холст » 325x611 см
Жанр: » Религиозный сюжет
Техника: » Масло
Музей »
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос и грешница (Кто без греха?) (1888)
Слайд 41Холст » 79x158 см
Жанр: » Религиозный сюжет
Техника: » Масло
Музей »
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На Тивериадском (Генисаретском) озере (1888)
Слайд 42Холст » 135x187 см
Жанр: » Жанровая сцена
Техника: » Масло
Музей »
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Больная (1886)
Слайд 43Холст » 40.7x28 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей
» Государственная Третьяковская галерея, Москва
Успенский собор. Южные врата (1877)
Слайд 44Холст » 48x85 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей »
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ранний снег (1891)
Слайд 45Холст » 43.5x30 см
Жанр: » Религиозный сюжет
Техника: » Масло
Музей »
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Марфа приняла Его в дом свой (1890-1900-е)
Слайд 46Холст » 29.8x43.3 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей » Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Парфенон. Храм Афины-Парфенос (1881-1882)
Слайд 47Холст » 61x46 см
Жанр: » Пейзаж
Техника: » Масло
Музей »
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В парке Местечко Вёль в Нормандии (1874)