Слайд 1Моды России XVIII века
Автор презентации: преподаватель МХК НОУ «Ногинская гимназия» Бабич
Татьяна Васильевна
Слайд 2«Стрижка» платьев и бород. В 1700 г. по Москве был объявлен
царский указ об упразднении старомодного русского платья. В городе на видных местах вывесили образцы новой одежды. Пошив и продажа старой запрещались.
Одновременно Петр велел мужчинам брить бороды. Непокорным боярам царь стриг их собственноручно.
Правда, имея деньги, можно было откупиться от принудительного бритья. Уплативший пошлину получал так называемый «бородовой знак»
Слайд 3Камзол, кафтан, кюлоты.
Наряд русского дворянина в XVIII в. изменился до
неузнаваемости
Слайд 4На свое тело дворянин надевал белоснежную рубашку с кружевными манжетами и
воротником, а на шею повязывал галстук в виде косынки или ленты.
Поверх рубашки носили узкий камзол, который мог не иметь рукавов и заменял жилет. Шили камзол из ярких шелковых тканей, украшали вышивкой и множеством пуговиц. Причем застегивали только верхнюю их половину, остальные служили для красоты.
Слайд 5Сверху на камзол надевали приталенный кафтан из плотного шелка или бархата,
доходивший почти до колен. Кафтан имел широкие рукава с обшлагами и два больших кармана по бокам. Борта и обшлага рукавов
украшались золотым или серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами, хотя обычно кафтан носили нараспашку.
Слайд 6Мужчины носили брюки до колена, которые были украшены, пряжками, брошью или
кнопками. Из верхней одежды они предпочитали приталенное пальто, а в качестве головного убора выбирали треуголку. Зимой и летом актуальны были брюки до колен. Носков в 18 веке не носили, вместо них предпочитали панталоны. Мужская обувь была украшена пряжкой и называлась туфлями.
Слайд 7Законодательницей мод в XVIII в. была Франция. Поэтому многие предметы одежды
того времени имеют французские названия, например кюлоты — короткие, доходившие до колен, мужские штаны. Под коленом они застегивались на пуговицу. С кюлотами носили белые шелковые чулки. Мужской обувью служили тупоносые туфли на невысоком каблуке с металлическими пряжками или высокие сапоги — ботфорты. Туалет мужчины дополняли перчатки, карманные часы на цепочке и трость—особый предмет гордости щеголей.
Слайд 8Голова портного или Юпитера?
В XVIII в. в моду вошел парик.
При всех неудобствах он имел немалые преимущества: скрывал лысину, долго сохранял форму и придавал своему владельцу представительный вид.
Мужские парики на протяжении столетия не раз меняли свою форму.
Слайд 9В петровское время носили длинный
парик под названием «львиная грива». Он состоял
из трех прядей — одна спускалась на спину, две другие—на грудь.
В 30е гг. получил распространение парик
«прусская коса». Ему на смену во второй половине столетия пришел «крысиный хвост»: сзади тоненькая косичка, а над висками — завитые букли.
Слайд 10Шляпа считалась обязательной принадлежностью костюма. Дворянину она была необходима для галантных
поклонов. В петровское время носили треуголку—шляпу с тремя углами, которую надевали острым углом вперед. Громоздкую и неудобную, ее со временем сменила двууголка, которая складывалась и занимала меньше места. Столь же неотъемлемым атрибутом костюма дворянина была шпага.
Слайд 13В восемнадцатом веке женская мода претерпевала серьезные изменения. Ткань стала легче,
ее окрашивали в более нежные тона. Были отданы предпочтения комфорту, но стиль все же оставался на первом месте.
Слайд 14Женский костюм состоял из двух юбок—нижней, глухой, и верхней, распашной. Иная
юбка с фижмами была настолько широка, что дама едва могла достать ее края кончиками пальцев. Шили платья
из тяжелых цветных шелковых тканей — парчи, атласа и украшали кружевами, бантами, вышивкой.
Слайд 15В 18 веке женщины высокого положения носили только платья - они
были их основным одеянием. В этот период появляются свободные платья с корсетом в форме конуса, что достигалось при помощи специальных корзин. В моде была и высокая талия. Рукава вечернего платья были украшены оборками и всевозможными бусинами или камешками. Кружева в 18 веке находились на пике моде. Они украшали вырез платья. Иногда декольте прикрывалось специальным кружевным платком из тонкой материи - фишю. Утром женщины отдавали предпочтение платьям с запахом. Актуальным было и платье-мешок, для которого характерны складки, как бы стекающие вниз.
Слайд 16Женщины носили корсет. Он сужал талию и придавал фигуре стройность. Правда
за это дамам приходилось платить дорогую цену: в корсете было тесно,
неловко, тяжело дышалось.
Под нижнюю юбку пододевали фижмы — привязанный к поясу каркас, сильно расширяющий платье в боках.
Слайд 17Дама, одетая в нарядное платье, подчеркивающее тонкую талию, узкие плечи и
округлую линию бедер, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.
Слайд 18Из обуви дамы носили изящные остроносые туфли на высоком изогнутом каблуке,
сшитые из атласа или тонкой кожи. Высокий каблук изменял осанку и походку: спина выпрямлялась, грудь подавалась вперед, шаги становились маленькими и осторожными. Умению красиво ходить аристократки учились у преподавателей танцев.
Слайд 19Костюм благородной дамы дополняла невероятно сложная прическа. Она могла достигать полуметровой
высоты. Такую прическу делали при помощи проволочного каркаса, убранного волосами, лентами, кружевами, перьями, нитями жемчуга, а иногда
живыми цветами и даже свежими фруктами.
Слайд 20Что касается волос, то актуальными были высокие прически. Парики стали неотъемлемым
атрибутом как в гардеробе женщины, так и мужчины. Если девушка вышла замуж, то могла носить шляпку с лентами. Незамужние представительницы прекрасного пола в качестве головного убора использовали шляпку с широкими полями - «Пастушка».
Слайд 22Одним из необъяснимых увлечений XVIII века были мушки. Их вырезали из
бархата или шёлка чёрного цвета, иногда вправляли маленькую жемчужину, камушек или блёстку. Формы бывали всевозможные – от кружочка и звёздочки до экипажа и зверька. Положение мушки могло означать весь набор любезностей и намёков, от «я согласна» до «я неприступна». Считалось приличным носить 2-3 мушки, но находились любители шокировать общество и появлялись с 15 мушками. У дам, терявших мушки во время празднеств, имелась крохотная золотая мушечница с запасом.
Слайд 23Особое значение для дамы в XVIII в. имел веер. С его
помощью можно было не только освежиться. Веер позволял скрыть непристойный смешок или незаметно
для других шепнуть словцо соседу. На веерах писали любовные письма, тексты полюбившихся песенок. В умелых руках веер мог разговаривать: «Я замужем», — сообщала дама, обмахиваясь развернутым веером. «Вы мне безразличны», — объяснял ее веер, закрываясь. «Будьте решительны», — призывал веер, сложенный стрелой.
Слайд 25ВЫВОД. Новый европейский костюм, введенный Петром I, отличался от традиционного русского.
Теперь дворянина, одетого в него, невозможно было спутать с человеком из народа.
Слайд 28Маленьких детей одевали в платья как девочек, так и мальчиков. Под
него шили или покупали панталоны, отделанные кружевами. Пока ребенок (мальчик) был привязан к матери, он носил именно этот тип одежды. Как только его отдавали на попечительство отцу, он сменял платье на бриджи или брюки. Причиной таких одеяний была дороговизна тканей и физиологические потребности младенцев. Платье для мальчиков было отделано металлическими пуговицами - в этом было их отличие от одежды для девочек.
Слайд 29Во время пожара в Москве в 1753 г. у императрицы Елизаветы
Петровны сгорело четыре тысячи платьев. Несмотря на это, после ее смерти осталось еще 15 тысяч платьев, частью совсем не ношенных.
Слайд 30Парадное платье князя Г. А. Потемкина-Таврического, усыпанное бриллиантами, стоило 200 тысяч
рублей, что соответствовало годовому оброку 40 тысяч крестьян.
Мужчина XVIII в. с бритым лицом, одетый в узкий цветастый кафтан и парик был похож на женщину. Даже гвардейские офицеры братья Орловы, обладавшие богатырским телосложением, в модных костюмах того времени казались лишенными мужественности.
Слайд 31В Оружейной палате хранится свадебное платье Екатерины II. Талия его настолько
тонка (48 см), что, кажется, ее можно охватить пальцами рук.
Слайд 32ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Из каких предметов одежды состоял костюм дворянина в
XVIII в.?
2. Известно, что мужчины поначалу очень болезненно отнеслись к брадобритию. Чем вы это можете объяснить?
3. Какими достоинствами обладал парик?
А как вы думаете, были ли в ношении парика свои недостатки?
4. Из каких предметов одежды состоял костюм дамы в XVIII в.? Могли ли так одеваться женщины из простых сословий? Почему?
5. Как женщины украшали себя?
6. Какие муки испытывали модницы?
7. Как женщины использовали веер?
8. Вы согласились бы носить костюм XVIII в.
9. На иллюстрации вы видите один из знаменитых парных портретов галантного века. Кто автор и с кого он писал целую серию подобных портретов?