Презентация, доклад к внеклассному занятию по МХК Русская икона

Содержание

Икона – (греч.) «образ», «изображение»

Слайд 1 МИР РУССКОЙ ИКОНЫ

МИР РУССКОЙ ИКОНЫ

Слайд 2Икона – (греч.) «образ»,

«изображение»
Икона – (греч.) «образ»,

Слайд 3Ранняя иконопись XII-XIII веков
Византийская икона пришла в XII веке на

Русь. Первые русские иконописные изображения почти полностью повторяли византийские. К тому же первыми иконописными мастерами на Руси были “греки”, как тогда называли византийских мастеров. И знаменитые мозаики киевской Софии, и отдельные иконы того времени, сегодня почитаемые как исконно русские, передают нам византийские принципы иконописи.
Ранняя иконопись XII-XIII веков  Византийская икона пришла в XII веке на Русь. Первые русские иконописные изображения

Слайд 4Покров Богородицы

Спас Нерукотворный

Образы другого мира

Благовещение

Благовещение

Икона «Отечество» (новозаветная Троица)

Покров Богородицы           Спас  Нерукотворный Образы другого

Слайд 5Новгородская иконописная школа. Святой Георгий в житии. Начало 15 века. Чудо

Георгия о змие. Дерево, яичная краска. Новгородская школа, посл. четверть 15 в.
Новгородская иконописная школа. Святой Георгий в житии. Начало 15 века.  Чудо Георгия о змие. Дерево, яичная

Слайд 6Икона Николая Чудотворца написана в 1297 году Алексеем Петровым. Редчайший случай

для древнерусского искусства, когда работа была датирована и подписана мастером.

Икона Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца написана в 1297 году Алексеем Петровым. Редчайший случай для древнерусского искусства, когда работа была

Слайд 7Основа иконы
Сама икона — это множество слоев, наложение которых друг на

друга хорошо отражает труд иконописца. Основой русской иконы почти всегда является хорошо просушенная деревянная доска. Для больших икон несколько досок сплачивают вместе при помощи поперечных вставок с обратной стороны. С лица иконную доску оклеивают грубой тканью — паволокой. Она сглаживает неровности доски, перекрывает щели между несколькими досками и, главное, спасает изображение от растрескивания при усыхании досок. На паволоку наносят слой левкаса (от греческого белый) — мела, перемешанного с животным клеем. Левкас позволяет еще тщательнее выровнять поверхность и делает нижний слой белым, бескрасочным, нейтральным к изображению.

Богоматерь Умиление Белозерская. Первая пол. 13 в.

Основа иконыСама икона — это множество слоев, наложение которых друг на друга хорошо отражает труд иконописца. Основой

Слайд 8Написание иконы
Краски так же наносят на доску в несколько слоев. А

поскольку чаще всего это яичная темпера, то слои эти просвечивают один из-под другого. Вначале на слой левкаса с эскиза переносят рисунок. Это, так называемая, “прорисовка”. Часто иконописец этим не удовлетворяется, и проскребает контур будущего изображения, создавая “графью”. Затем следует “роскрышь” — нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы. Затем делают “пробеливание” — постепенное высветление выпуклых деталей изображения. А на затененные, невысветленные места изображения наносят “затинки” или “приплески”.
Написание иконыКраски так же наносят на доску в несколько слоев. А поскольку чаще всего это яичная темпера,

Слайд 9 Палладиум земли Русской
Владимирская Богоматерь. 12 век.

Третьяковская галерея.
Палладиум земли РусскойВладимирская Богоматерь. 12 век. Третьяковская галерея.

Слайд 10 Древнейшие из русских
Архангел Гавриил из

деисусного чина (ангел «Златые власы») — самая древняя икона коллекции Русского музея. Дерево, темпера. 12 в.
Древнейшие из русскихАрхангел Гавриил из деисусного чина (ангел «Златые власы») —

Слайд 11Отменный живописец Феофан Грек
Феофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса на Ильине

в Новгороде.

Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец 14 в.

Отменный живописец Феофан ГрекФеофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде.Пантократор. Фреска из церкви Спаса

Слайд 12Донская Богоматерь Успение Богородицы

Донская Богоматерь      Успение Богородицы

Слайд 13Инок Андрей Рублев
Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 1484-1489 гг.

псковскими мастерами. Это один из личных домовых храмов великих московских князей, а затем и русских царей. Собор — один из редчайших памятников архитектуры и живописи. Огромную ценность представляет его иконостас, выполненный в 15-18 в
Инок Андрей РублевБлаговещенский собор Московского Кремля был построен в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. Это один из личных

Слайд 15Схема древнерусского иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд;

3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.
Схема древнерусского иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 —

Слайд 17Андрей Рублев. «Спас» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 века. Третьяковская

галерея.«Звенигородский Спас» — одно из самых выразительных и проникновенных произведений Андрея Рублева. Открытый короткий взгляд Спаса полон человечности и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.
Андрей Рублев. «Спас» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 века. Третьяковская галерея.«Звенигородский Спас» — одно из самых

Слайд 18Андрей Рублев. «Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 в.

Третьяковская галерея
Андрей Рублев. «Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 в. Третьяковская галерея

Слайд 19Троице- Сергиева лавра

Троице- Сергиева лавра

Слайд 20Троице-Сергиева лавра. Иконостас Троицкого собора. 15 век.
Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор (1422-1423)

с Никоновским приделом (1548). Вид с востока.
Троице-Сергиева лавра. Иконостас Троицкого собора. 15 век.Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор (1422-1423) с Никоновским приделом (1548). Вид с

Слайд 21Андрей Рублев. «Троица». 1420-е годы. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Третьяковская галерея. Высокий гуманизм Андрея Рублева, ясность и чистота его нравственных идеалов с наибольшей полнотой и силой проявились в самом совершенном его творении — иконе «Троица». Основой композиционного решения является круг, образуемый сочетаниями сияющих ангелов. «Троица» Андрея Рублева стала высоким образцом для многих поколений русских иконописцев.
Андрей Рублев. «Троица». 1420-е годы. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Третьяковская галерея. Высокий гуманизм Андрея Рублева,

Слайд 22«Нежная яркость красок» Дионисия
Дионисий. Одигитрия. Икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля.

1481 год.

Дионисий. Богоматерь с младенцем. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Дионисий. Рождество Богородицы. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1490 год.

«Нежная яркость красок» ДионисияДионисий. Одигитрия. Икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля. 1481 год.Дионисий. Богоматерь с младенцем. Фреска

Слайд 23Дионисий. Распятие. Икона из Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря. 1500 год.

Дионисий. Распятие. Икона из Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря. 1500 год.

Слайд 24Житийные иконы
Дионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове.

Вторая половина 15 века.

Дионисий. Деяния митрополита Алексия. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина 15 века.

Житийные иконыДионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.Дионисий. Деяния митрополита

Слайд 25«Царский изограф» Симон Ушаков
Теремной дворец. Престольная палата.

«Царский изограф» Симон УшаковТеремной дворец. Престольная палата.

Слайд 26Московский Кремль. Грановитая палата. Роспись была восстановлена в 19 веке по

старым образцам. Слева князь Владимир
Московский Кремль. Грановитая палата. Роспись была восстановлена в 19 веке по старым образцам. Слева князь Владимир

Слайд 27Икона «Дмитрий Солунский». Византия, 11—14 вв. Стеатит, серебро; резьба, чеканка, золочение.

По преданию, эту икону прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380.
Икона «Дмитрий Солунский». Византия, 11—14 вв. Стеатит, серебро; резьба, чеканка, золочение. По преданию, эту икону прислал византийский

Слайд 28Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Слайд 29 МИР РУССКОЙ ИКОНЫ

МИР РУССКОЙ ИКОНЫ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть