Слайд 1Художественная культура
Древней Передней Азии
Слайд 2 В lV-l тыс. до н.э. в низовьях двух больших рек
Тигра и Ефрата, ( Месопотамия, или Двуречье), а также на всей
территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязана основами математических
знаний и делением часового циферблата на двенадцать часов. Здесь научились вычислять с большой точностью
движение планет, время вращения Луны вокруг земли. В Передней Азии умели возводить высочайшие башни,
где в качестве строительного материала использовали кирпич, прокладывали каналы, сажали плодовые сады,
изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы
орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в военном деле.
Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени. Здесь сформировались
такие крупные города-государства, как Шумер, Аккада, Вавилон.
Слайд 3К lll тыс. до н.э. в долинах Двуречья образовался город Шумер.
В историю мировой культуры шумеры вошли
в первую очередь благодаря изобретению письменности.
Первоначально это было
пиктографическое ( рисуночное) письмо
Треугольники, ромбики, полоски наносили на поверхность
сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших
для человека занятиях и событиях.
Слайд 4Писали на « дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались
тростниковые или деревянные палочки.
Затем таблички обжигали, в таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали
справа налево, но это было неудобно, т.к. правая рука закрывала написанное, поэтому перешли к более
рациональному письму – слева направо.
Слайд 5Так, пиктография превратилась в клинопись, которая позднее была преобразована многими народами.
О
жизни шумеров много интересного нам поведали глиняные таблички – по ним ученики постигали азы чтения
и письма. В городе Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ашшурбанипала, насчитывавшая
более 30 тыс. табличек. Это первое в мире собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавие,
порядковый номер. Царь очень дорожил своим сокровищем, и поэтому хранил « книги» в ящиках в сухом
помещении. В 612 г. до н.э. под натиском врагов библиотека царя чуть не погибла. Её спасло то, что во время
пожаров глина от обжига стала ещё крепче. Конечно многие из книг-табличек разбились, но то, что сохранилось,
пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало ученым удивительные сведения о жизни
и культуре народов Междуречья.
Слайд 8АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений, чаще всего
это лишь фундаменты
зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались.
В странах бурных рек храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, тем самым предохраняя
их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были пандусы ( наклонные плоскости, заменявшие
лестницу). По ним жители города поднимались к святилищу. Важнейшим достижением архитектуры стало
сооружение так называемых зиккуратов, ставшими символическим воплощением устройства мира в виде
лестницы, которая связывала небо и землю. Ступенчатые башнеобразные храмы использовались для совершения
культовых обрядов, а позднее для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивными
и прочно стояли на земле. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, т.е. « жилище бога», где
находилась статуя божества. Простые люди никогда туда не допускались, там могли находиться только цари
и жрецы.
Слайд 10Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в городе Уре, который частично
удалось раскопать
из-под слоёв песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усеченных пирамид.
Высота этого сооружения достигала 60 м. План здания позволял сделать предположение, что святилище божества
находилось за толстыми, непроницаемыми стенами.
Слайд 11Трёхцветная мозаика свидетельствует о его изысканном декоративном убранстве. Общую картину архитектурного
здания дополняли сады, разбитые на террасах.
Слайд 12Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции.
Подобная конструкция была применена
при создании одного из семи чудес света – Висячих садов Семирамиды.
Пирамидная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступенях. Для орошения
экзотических растений здесь впервые была использована идея водоснабжения, сделано это было так, что вода
маленькими ручейками стекала вниз, орошая при этом парадный сад.
Слайд 14Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу вёл через
ворота, посвященные
богине плодородия и земледелия Иштар. Ворота были облицованы тёмно-синим кирпичом с изображением
священных быков и желтых драконов. Эти символические защитники города придавали воротам декоративность
и зрелищность. Краски на воротах не потускневшие до сих пор производят сильное впечатление на зрителей.
Слайд 15ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и
мозаикой,
которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной
жизни царя и его приближенных. Главное место занимают торжественные процессии. Царь восседает на троне
в окружении множества вооруженных телохранителей. Среди подобных предметов искусства следует особо
отметить штандарт из Ура – трёхярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного
сражения и одержанной победе. Боевые колесницы, за колесницами следует многочисленная пехота в
кожаных шлемах, воины несут трофеии ведут обезоруженных пленников, в центре – крупная фигура царя.
Слайд 16Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой
пластики. До нашего времени
сохранились прекрасные образцы, созданные в начале lll тыс. до н.э. Одни из самых ранних произведений –
небольшие статуэтки с изображением людей, которые совершают обряд почитание божества, так называемые
адоранты. У них благоговейно сложены руки, пышные завитые бороды, огромные, обращенные вверх глаза.
Слайд 17 Статуэтка -Сановник Эбих-иль показан сидящим на плетёном табурете с скрещенными
на груди руками.
Слайд 18В 2003 г. до н.э. города Шумеры и Аккад прекратили своё
существование на смену выдвинулся царь Хаммурапи
и центром нового государства стал город Вавилон. Одним из лучших памятников этой эпохи является –
Стела царя Хаммурапи, обнаруженная французскими археологами в 1901году.
Хаммурапи в молитвенной позе подходит к богу Солнца Шамашу. Его голова покрыта шапкой, длинная одежда
опускается до ступней. Шамаш величественно восседает на троне, ноги божества покоятся на громоздящихся
горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы
власти - кольцо и жезл.
Слайд 19В начале l тыс. до н.э. началось возвышение мощного Ассирийского государства.
Соединив традиции многих
культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. При украшении стен царских дворцов особое
предпочтение отдавалось рельефу. Главной темой здесь стало прославление царя как полководца,
мудрого правителя, физически сильного и волевого человека.
Слайд 20Сохранились немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая
считалась
тренировкой для военных действий.
Слайд 21Цивилизация Древней Передней Азии, просуществовавшая 4 тыс. лет, сыграла огромную роль
в истории
человечества. Она стала мощным фундаментом, без которого впоследствии не могла существовать ни одна
из художественных культур мира. Эта цивилизация до сих пор содержит в себе немало загадок.
Подготовила:
учитель МХК - Савичева Наталья Владимировна