Слайд 2Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье
известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки.
Слайд 3Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского
посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I.
Слайд 4Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с
шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Слайд 5Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя
на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Слайд 6Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с 1721
по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.(ДомГромова)
Слайд 7В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел
на высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.
Слайд 8В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря
в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 9Воскресенский девичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший на востоке Санкт-Петербурга в 1744—1764 годах. В
эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой.
Слайд 11Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает
новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 1215 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском
дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 13Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше значительному
и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 14Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752
года Растрелли начал к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 1716 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового
Зимнего дворца. Однако прошло больше года, в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 19
Питер Пауль Рубенс
Современники называли его королем художников и художником королей.
«Прекрасное пленяет
навсегда».
английский поэт
Джон Китс
Слайд 20Нидерландский художник
1577 по 1640-даты жизни
Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих
родителей. От матери он унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и деньгам. От отца - его быстрый и легкий шарм
Слайд 21Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа
Филиппа де Лален.
Слайд 22Когда Петеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают мастером в
гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников
Слайд 23 В 1600 году он едет в Италию.
Но в 1608 году его
постигает несчастье – он получает известие о тяжелой болезни матери и немедленно отправляется в Антверпен. Но, вернувшись домой, он не застает уже мать в живых. Она умерла 19 октября 1608 года.
Рубенс тяжело переживал смерть матери. В память о матери Петер Пауль установил на могиле "лучшей из матерей" в качестве па-мятника созданную им величественную запрестольную скульптуру, которую он первона-чально разработал для Новой Церкви в Риме и которую считал своим самым лучшим в то время творением.
Слайд 24По возращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды,
бюргерской образовательной интеллигенции. Рубенс сводит знакомство с секретарем городского суда Яном Брантом.
Его 18-летняя дочь Изабелла пленила Рубенса своим сдержанным обаянием.
Ему 23 года, судьба ему благоприятствует – он может основать семейный очаг.
3 октября 1609 года он женится на Изабелле.
Петер Пауль по-своему отметил торжественное настроение. Он изобразил себя с молодой женой в обрамлении зелени и цветов. Рубенс пишет
« Жимолостную беседку»
Слайд 25В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи;
ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. галерея Медичи в Лувре). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.
Слайд 26В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность
лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров сКарлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
Слайд 27Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен
в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).
Слайд 28Дома
Творчество Рембрандта
«Возвращение блудного сына»
Слайд 29Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века, его завершение и
начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 30Как это ни парадоксально, но как раз Петр III оказался единственным
из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Слайд 3128 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого
времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Слайд 33В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему
старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли
Слайд 34В феврале 1769 года Растрелли сызнова отправляется в Италию с коммерческой
целью - приобрести там картины итальянских живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.