Слайд 1Лазарь Тазеевич Гадаев – один из самых выдающихся российских скульпторов XX
века.
- «Что без устали копаешь камень, что ищешь в нем?»
- «Боль своего сердца хочу вложить в него…»
Слайд 2Творчеству Гадаева присущи примитивизм изображения и чистота цельной формы, берущие истоки
в традициях народной пластики Осетии, где родился скульптор, в мифологии и поэзии древней аланской культуры.
Слайд 3Лазарь Тазеевич Гадаев – выдающийся скульптор современности. Самобытный художник, писатель, достойный
сын своего народа.
Слайд 4 Лазарь Тазеевич Гадаев (1938-2008) – один из самых ярких и
самобытных российских скульпторов конца XX – начала XXI веков. После окончания художественно-графического факультета Северо-Осетинского педагогического училища (1956–1960), Л.Т. Гадаев окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова (1966), где учился на факультете скульптуры у М.Г. Манизера и Д. Д. Жилинского. В год окончания института был принят в Союз художников СССР и начал вести активную выставочную деятельность: Владикавказ и Будапешт, Ереван и Москва.
Его произведения представляют собой редкий в современном изобразительном искусстве сплав традиций: народной пластики Осетии, средневековой христианской и европейской скульптуры XIX–ХХ веков. Самобытное видение мира художника органично соединилось с принципами московской школы скульптуры XX века.
Слайд 6Лазарь Гадаев. Автопортрет. 1987
Лазарь Гадаев — скульптор с особым пластическим мышлением, чьё
творчество вышло далеко за рамки национальной традиции и стало частью мирового художественного наследия. Л. Гадаев работал в самых различных материалах — камне, дереве, керамике, бронзе. Манере мастера присуща скупая, лишенная внешней эффектности, но полная внутренней динамики лепка, острая фактурность и экспрессивная «шероховатость», но без подробной деталировки и натурализма.
Слайд 7У художника было два любимых сюжета, точнее даже сказать, две основные
линии в творестве: зарисовки из народной осетинской жизни и евангельские сюжеты, и шире - все, что связано с христианством.
Лазарь.
Поют
Слайд 8Песня
В одной из ранних работ, названной «Песня» (1978), три вырезанные из
дерева фигуры показаны значительными, непохожими друг на друга, но объединенными причастностью к высшему началу.
Слайд 9 «Созерцание» Райнера Марии Рильке, переведенного Борисом Пастернаком
Как мелки с жизнью наши
споры,
Как крупно все, что против нас!
Когда б мы поддались напору
Стихии, ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз...
«Единоборство» (1982).
Слайд 11А.С.Пушкин. Скульптура. 1999. Бронза. Установлена в саду редакции журнала «Наше наследие»
Слайд 13На дороге
Одинаково свободно владея языком камня и дерева, он предпочитал работать
в более пластичной бронзе. Отличительная особенность его стиля — архитектоничность и одновременно интуитивная целостность изображений, полновесность обобщенных объемов и достаточно свободная и экспрессивная лепка формы. Найдя свой скульптурный стиль в 1970-е годы, Гадаев почти не менял его в последующие десятилетия.
Слайд 15Строитель
Тщедушный немолодой осетин ворочает почти равный себе по величине камень, демонстрируя
масштабы некоего жизненного «урока».
Слайд 17Пастух
Гадаев, по собственному признанию, любил читать национальный эпос и слушать народное
хоровое пение, что находило отзвук в его искусстве.
Слайд 18Разговор
Мастер малой пластики, он даже в камерных работах обнаруживает дар монументалиста.
Скульптуры Гадаева глубоко пространственны, он очень вдумчиво работает с формой. Главные темы его работ сокровенные и вечные. Его волнует человек и мир его чувств: любовь, горе, гнев, сострадание. "Он постоянен в темах, он постоянен в неравнодушных эмоциональных вещах. У него очень большая пластическая интуиция. Эта доброта, эта аура исходит и от самих работ
Слайд 22«…Пластика творений Лазаря Гадаева абсолютно живописна. А творчество его – настоящее,
выходящее за пределы материала, вне зависимости от того, камень это или бронза. Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой», - говорит о работах мастера известный российский художник-мультипликатор Юрий Норштейн.
Слайд 23Бегство в Египет. 2002
Все последние годы Гадаев продолжал работу над евангельским циклом.
К созданным прежде статуям прибавились выполненные в бронзе многофигурные композиции «Рождество» (2002), «Бегство в Египет» (2002) и «Тайная вечеря» (1996).
Слайд 24Рождество
Рождество у скульптора происходит в осетинской деревне. Композиция выстроена по вертикали
и горизонтали. Мария с Младенцем, склоненные над Ней «человечные» морды ослика и бычка, служанка, крестьяне, играющие роль пастухов и волхвов с дарами — все они показаны смиренными и печально-строгими, отрешенными от обыденности и торжественно величавыми, погруженными в переживание происходящего таинства.
Слайд 25Тайная вечеря
Исключительное место не только в позднем, но и во всем
творчестве Лазаря Гадаева занимает его «Тайная вечеря». Произведение это обозначает собой другой, по сравнению с только что описанными работами, полюс искусства осетинского мастера — не эпический, а психологический.
Христос у него не обращается к апостолам, как на знаменитой фреске Леонардо да Винчи, но сосредоточен на жертвенной чаше, которую держит в руках, и погружен во внутренние переживания. Художник показывает глубину этих переживаний, а также масштаб и тайну личности, ставящих Христа в центр всей композиции. Соответственно, апостолы, сидящие за отлитым в бронзе столом, не обсуждают, как у Леонардо, сказанного Иисусом, но пребывают (за исключением Иуды) в состоянии религиозной медитации, общаясь со Спасителем и друг с другом на каком-то более высоком уровне. В отличие от бесчисленных предшественников, создававших на протяжении веков образы «Тайной вечери», ваятель добавил к ее участникам еще один персонаж — апостола Павла, который приходит из будущего, держа в руках книгу Нового Завета.
Слайд 29Самая последняя работа Гадаева на евангельскую тему включает 14 больших (в
среднем 60 х 90 см) бронзовых рельефов, посвященных смертному пути Христа. В своем новом произведении художник опирается на католическую традицию изображения 14 «стояний» Христа на пути к Голгофе, начиная со «стояния» Иисуса перед Пилатом и заканчивая снятием с креста и положением на каменное смертное ложе. В первой сцене Гадаев показал, как Пилат властным тоном вопрошает Христа, погруженного в отрешенное раздумье. Возможно, прокуратор хочет знать, назвал ли себя Христос «Царем иудейским» или задает знаменитый вопрос «Что есть истина?».
Слайд 30Серия рельефов «Страстной путь». Бронза
Слайд 31Несение креста
В одном из самых сильных рельефов, венчающем тему крестного пути,
лишенный помощи, согбенный и уже как бы утративший плоть Христос несет свой крест к Голгофе, в упорном, неостановимом движении и кажется еще до гибели победившим смерть.
Слайд 35Отчаяние
Художник тонко передает сложную гамму переживаний: любовь, горе, гнев, страдания.
В
центре его мироздания – человек и мир его чувств.
Слайд 38Мальчик с колесом
«Лестница»
1991
бронза
Слайд 49Автопортрет. Бронза
Произведения Л. Гадаева находятся в Государственной Третьяковской галерее (19 работ),
Государственном Русском музее (7 работ), Государственном музее искусств народов Востока, Государственном историко-литературном и природном музее-заповеднике А.А.Блока «Шахматово», Доме-музее М.И.Цветаевой (Москва), Государственном музее искусств Узбекистана, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой, Киргизском национальном музее изобразительных искусств им. Г.Г.Айтиева (Бишкек), Северо-Осетинском республиканском художественом музее им. М.С.Туганова, государственных художественных музеях России, Софийском музее изобразительных искусств (Болгария), Музее П.Людвига (Германия), в частных собраниях в России и за рубежом.