Слайд 1Народные
праздничные
обряды
Выполнила:
Геращенко Наталья Анатольевна,
учитель ИЗО
МОУ «Климоуцевская СОШ»
Свободненского
района
Амурской области
Слайд 2Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной
жизни.
Слайд 3Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось
пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Слайд 4Характерной чертой праздника было многолюдье.
Тихое в будни село заполнялось зваными
и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.
Слайд 5А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками.
Праздник воспринимался как день
преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,
применялись жесткие меры: от денежного штрафа,
битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.
Слайд 6Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у
людей изменить жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды,
которые сопровождали долгие новогодние праздники.
Слайд 7Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу
чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова. Этот праздник отражён не только в творчестве художников, но и в творчестве П. И. Чайковского. В известном фортепианном цикле «Времена года» во второй картине «Февраль. Масленица».
Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1920)
Слайд 8 «Февраль. Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты
сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях
Слайд 9Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи,
хождение в гости, проводы масленицы.
Пётр Николаевич Грузинский. Масленица (1889)
Слайд 10Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.
Василий
Иванович Суриков. Взятие снежного городка (1891)
Слайд 11Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится длиннее
лен.
Слайд 12 Из снопа соломы мастерили куклу,
которую наряжали в
девичий сарафан, кокошник,
опоясывали кушаком и возили на санях по улице деревни.
Масленицу сопровождала ряженая молодежь.
Слайд 13В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и
сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.
Слайд 14Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это
время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.
Слайд 15Они украшали березку цветными лентами,
платками, угощали – потчевали разными кушаньями,
водили вокруг нее хороводы с песнями.
Слайд 16Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли
пироги, созывали родню.
Слайд 17Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали в сарафан. Вносили в
дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.
Слайд 18Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные
костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
Слайд 19Литература
Горяева Н.А., Островская О.В.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса.
2013.