Презентация, доклад к уроку изобразительного искусства 5 класс Народные праздничные обряды

Содержание

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни.

Слайд 1Народные праздничные обряды
Выполнила: Геращенко Наталья Анатольевна, учитель ИЗО
МОУ «Климоуцевская СОШ» Свободненского

района Амурской области
Народные  праздничные  обряды  Выполнила:  Геращенко Наталья Анатольевна,  учитель ИЗО МОУ «Климоуцевская СОШ»

Слайд 2Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной

жизни.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни.

Слайд 3Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось

пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,

Слайд 4Характерной чертой праздника было многолюдье.
Тихое в будни село заполнялось зваными

и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.
Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами,

Слайд 5А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками.
Праздник воспринимался как день

преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,
применялись жесткие меры: от денежного штрафа,
битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.
А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам,

Слайд 6Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у

людей изменить жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды,
которые сопровождали долгие новогодние праздники.
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему. Этому

Слайд 7Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу

чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова. Этот праздник отражён не только в творчестве художников, но и в творчестве П. И. Чайковского. В известном фортепианном цикле «Времена года» во второй картине «Февраль. Масленица».

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1920)

Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием

Слайд 8 «Февраль. Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты

сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях
«Февраль. Масленица

Слайд 9Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи,

хождение в гости, проводы масленицы.

Пётр Николаевич Грузинский. Масленица (1889)

Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.Пётр Николаевич

Слайд 10Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.
Василий

Иванович Суриков. Взятие снежного городка (1891)
Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок, символизирующий владения зимы.Василий Иванович Суриков. Взятие снежного городка (1891)

Слайд 11Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится длиннее

лен.
Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится длиннее лен.

Слайд 12 Из снопа соломы мастерили куклу,
которую наряжали в

девичий сарафан, кокошник,
опоясывали кушаком и возили на санях по улице деревни.
Масленицу сопровождала ряженая молодежь.
Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан, кокошник, опоясывали кушаком и

Слайд 13В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и

сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.
В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра

Слайд 14Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это

время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.
Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав.

Слайд 15Они украшали березку цветными лентами,
платками, угощали – потчевали разными кушаньями,

водили вокруг нее хороводы с песнями.

Они украшали березку цветными лентами, платками, угощали – потчевали разными кушаньями, водили вокруг нее хороводы с песнями.

Слайд 16Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли

пироги, созывали родню.
Заканчивалась жатва. Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню.

Слайд 17Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали в сарафан. Вносили в

дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.
Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали в сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный

Слайд 18Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные

костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные

Слайд 19Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса.

2013. 
Литература  Горяева Н.А., Островская О.В.  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013. 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть