Слайд 1
Составитель: учитель ИЗО и технологии
МБОУ «Верх-Тайменская ООШ»
Басалаева Татьяна Федоровна
Искусство
оформления книги
Слайд 2На чем писали наши предки?
Наши предки писали на бересте, буквы на
коре процарапывались стержнями с резцом, а затем заглаживались, чтобы не оставалось шероховатостей.
На сегодняшний день известно около 1000 берестяных грамот. Они были обнаружены в Новгороде, Пскове, Смоленске, Твери.
Слайд 3Когда на Руси появилась бумага?
Бумага на Руси появилась в XIVвеке. Бумага
доставлялась из Италии, а столетие спустя – из Франции. Ее было очень мало, и поэтому писали на дорогостоящем пергаменте и бересте, да еще на вощеных дощечках.
Вощеные дощечки широко использовались на Руси. Пришедший в негодность слой воска можно было заменить и писать снова.
Слайд 4Из истории тетрадей
Россияне научились делать тетради у византийцев. Слово «тетрадь» греческого
происхождения, правильно оно звучит по-гречески «тетрас», что значит «четверка».
Тетради делались четырех из сложенных пополам листьев, отсюда и название.
Несколько тетрадей сброшюровывали, то есть сшивали между собой, затем заключали в деревянную или кожаную обложку – получалась книга.
Слайд 5Чем писали на бумаге?
На бумаге писали гусиными перьями со срезанным концом
под определенным углом. Писать гусиным пером без навыка непросто. Хитрость состояла в том, чтобы слишком не нажимать на стержень, выдерживать нужный наклон пера.
Слайд 6Когда начали печатать книги?
Книги на Руси начали печатать в XV веке.
В 1563 году на средства царской казны в Москве была открыта типография, во главе которой встал Иван Федоров – дьякон церкви Николая Чудотворца Гостунского в Кремле.
Дьякон в православной церкви – низший духовный сан, помощник священника. Но несмотря на скромное положение, которое занимал Федоров, он был ученым-просветителем, и изобретателем, и художником, а главное – творцом замечательных книг. Не случайно именно его считают русским первопечатником.
Слайд 8Первая русская печатная книга
К трудному делу создания в Москве Печатного двора,
которое ему было поручено, он приступил без промедления: сам сконструировал типографский станок, собственноручно из дерева вырезал красивый славянский шрифт – полуустав.
1 марта 1564 года со своим помощником Петром Мстиславцем напечатал книгу «Деяния святых апостолов». Этот день вошел в историю как дата рождения первой русской печатной книги.
Слайд 10Шедевр книжного искусства
Книга Ивана Федорова – настоящий шедевр книжного искусства.
Заставки, концовки,
буквицы, рисунки букв, гравюры – все выполнено на высочайшем уровне и не уступает западноевропейским изданиям того времени.
В русской книге не обнаружилось ни одной типографской погрешности: не было даже опечаток. А составленная Федоровым краска оказалась такой стойкой, что не обесцветилась и по сей день.
Слайд 11
Памятник первопечатнику Ивану Федорову в
г. Москве
Слайд 12Москва в XVII веке
Москву в XVII веке называли «бумажным царством». Сколько
всего писалось в Москве: приказы, указы, жалобы-челобитные, доносы-кляузы, расклад по денежным расходам и доходам.
Хорошую «Азбуку» составил патриарший дьякон Василий Бурцев. Первое издание в 1634 году тут же разошлось, а второе, семнадцать лет спустя (2400 экземпляров), вообще разошлось в один день, да еще на всех желающих не хватило. Бойко шла торговля и «Букварем» монаха Чудова.
Слайд 14Искусство оформления книги
Книга – это синтез художественного слова и изобразительного искусства,
осуществленный средствами полиграфии.
Книга – памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства.
Слайд 15Искусство книги
Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство
книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги, а также внешние элементы создают целостное произведение искусства.
Слайд 16Дизайн книги
В XX веке возникает такое понятие, как «дизайн книги». Дизайнер
может использовать готовые типографские знаки и шрифты как средства художественной выразительности.
Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).
Слайд 17Элементы оформления книги
Иллюстрация – изображение, поясняющее текст
Форзац – лист бумаги, скрепляющий
переплет с книжным блоком. Может быть белым, украшенным орнаментом или рисунком.
Авантитул – первая страница после форзаца, где помещают название (заглавие), фамилию автора, наименование издательства. Авантитул встречается в основном в роскошных изданиях
Слайд 18
Титул – размещается на правой нечетной половине первого разворота
Шмуцтитул – помещается
перед какой-либо частью книги. Может сочетать шрифт, орнамент, реалистическое или абстрактное изображение.
Переплет – твердое покрытие книги.
Суперобложка – защитная, обычно съемная обертка из плотной бумаги, надеваемая на переплет книги или на обложку.
Слайд 19
Старинные русские книги (переплеты) назывались окладами и украшались золотом, серебром, чеканкой,
эмалью, драгоценными камнями и жемчугом.
Слайд 22Литература
Программно-методические материалы: «Изобразительное искусство» 5-9 классы (Составитель В.С. Кузин, И.В. Корнута
– М.: Дрофа, 2001 г.)
«Изобразительное искусство» 8 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина (автор и составитель Т.В.Андриенко. – Волгоград: Учитель 2006 г.)