Слайд 2Изобразительное искусство сопровождает духовную жизнь человека с доисторического времени. Главные жанры
живописи родились вместе с потребностью людей выразить свои чувства, порождаемые окружающим миром, и поделиться ними друг с другом.
Жанры живописи разделяются в зависимости от темы, заинтересовавшей художника-живописца.
натюрморт - важнейшее жанровое направление изобразительного искусства.
Слайд 3Жизнь жанра
Всё находится в чёткой связи с периодом истории, и
жанры тоже: они рождаются, смешиваются, изменяются или исчезают.
Например, только специалисты знают такой жанр живописи, как ванитас.
На самом деле это – разновидность натюрморта.
Слайд 4Адриан ван Утрехт. Суета сует
Ванитас – аллегорический натюрморт (франц. nature morte
– «мёртвая природа») эпохи барокко, в центре которого присутствует изображение человеческого черепа. Название произошло от латинского слова vanitas, означающего тщеславие, суета.
Слайд 5Так скоротечна жизнь, искусство — вечно…
Подобные картины - ранняя стадия развития
натюрморта - предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках. Отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Термин восходит к библейскому стиху:
«Суета сует, сказал Екклесиаст,
суета сует, — всё суета!»
Слайд 6Бартоломеус Брейн Старший, 1-я полов. XVI в.
Симон Ренар де Сен-Андре, ок.
1650
Слайд 7Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Главная роль практически любого элемента на картине сводилась к тому, чтобы показать бренность бытия. Бренность всего материального, накопленного человеком за свой короткий век.
Здесь философия ванитас перекликается с крылатым выражением «Memento mori». А оно, в свою очередь, означает: «помни, что [придётся] умирать», «помни о смерти», «помни, что смертен».
Слайд 8Распространено было изображение книг, как символа накопленных знаний, мудрости, которые по
итогу не помогут преодолеть смерть.
Почти во всех работах присутствовали цветы: пионы (праздность), розы (тщеславие), маки (леность),
тюльпаны (безответственность). Совокупно цветы аллегорически обозначали жизнь, молодость. А также и то, что всё это преходящее, временное. На многих работах они изображались уже увядающими.
То же самое применительно и к фруктам, овощам.
Слайд 9Aeterne pungit cito volat et occidit
(Слава о геройских поступках развеется
точно также, как и сон)
Картины-ванитас - это собрание символов бренности жизни, тщетности богатства и неизбежности смерти, предлагающее зрителю пересмотреть свои ценности и зависимость от мирских удовольствий и имущества,
помнить о смертности и каяться за совершенные грехи.
Слайд 10Натюрморт - один из самых востребованных жанров. Он выражает индивидуальное и
общественное понимание мира через изображение его предметного наполнения.
Для настоящего художника до мелочей важен выбор компонентов натюрморта – отсюда начинается увлекательный рассказ, дополняемый чисто художественными средствами: композицией, рисунком, цветом.
Стилевое своеобразие выражается в жанре натюрморта особенно явно: здесь предполагается тщательно продуманная работа над неподвижной натурой с выбранным освещением.
Слайд 11Работы Северина Роесена – мастера американского натюрморта 1-ой полов. XIX века
- написаны в духе немецких и голландских мастеров натюрморта XVII в.
Слайд 12Начинавший свою историю как составная часть религиозных и жанровых композиций, натюрморт
быстро стал самоценным жанром.
Нидерландский натюрморт (steel-life - «тихая жизнь») – особая страница истории искусства. Роскошные композиции из цветов и снеди или аскетические аллегории интеллектуального характера, «обманки»...
У голландского натюрморта XVII века также есть устоявшиеся подвиды.
Слайд 13Джеронимус Свиртс. Натюрморт с попугаем
Жак де Клаюв. Vanitas «Still Life»
Слайд 14Голландский натюрморт начала XVII века
Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем.
Одни
живописцы объединились в пристрастии к цветам и фруктам, другие специализировались на грубоватом правдоподобии кусков мяса и рыбы, третьи любовно творили на холстах кухонную утварь, а четвертые посвятили себя теме науки и искусства.
Слайд 15Питер Клас. Натюрморт с фруктами
Питер Клас. Натюрморт с крабом
Слайд 16Виллем Клас Хеда. Натюрморт с серебряным кувшином
Ян Брейгель Старший. Цветы в
деревянном вазоне. 1606-1607 гг.
Слайд 17Шедевры жанра
Шедевры в жанре натюрморта можно обнаружить в творчестве художников всех
значимых стилей и направлений:
академические декоративные полотна И.Ф. Хруцкого (1810-1885);
глубокие и многозначные постановки Сезанна (1839-1906);
Импрессионисты;
Ван Гог;
И.И. Машков (1881-1944);
фигуративные поиски кубистов;
банки консервированного супа Энди Уорхола.
Слайд 18И.Ф. Хруцкий. Цветы и плоды
Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой
Слайд 19Винсент Ван Гог.
Подсолнухи
И.И. Машков. Снедь московская. Хлебы
Слайд 20Ван Гог.
Натюрморт с грушами
Поль Гоген. Натюрморт. Ваза с цветами у
окна
Слайд 21И.И. Машков. Фрукты на сером фоне
Энди Уорхол. Большая банка супа Кэмпбелл
с консервным ножом
Слайд 22Энди Уорхол. Банки с супом Кэмпбелл
Слайд 23Грис Хуан. Натюрморт с цветами
Пабло Пикассо. Натюрморт с бутылкой анисового ликера
Слайд 24Русский натюрморт
Xix века
В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был
второстепенным жанром.
Как самостоятельный жанр натюрморт стал развиваться в XIX веке.
Первые «ласточки» - небольшие акварели и гуаши Ф.П. Толстого и работы И.Ф. Хруцкого. Это были классические европейские натюрморты с пышными букетами садовых цветов и корзинами фруктов.
Слайд 25И.Ф. Хруцкий. Большой натюрморт
Своими натюрмортами Иван Фомич Хруцкий вошёл в историю
искусства. Хруцкого называли «мастером живописи плодов и овощей».
Изюминкой натюрмортов художника считается то, что И. Хруцкий не писал свои натюрморты с натуры, а придумывал их.
Слайд 26И. Левитан. Лесные фиалки и незабудки, 1889
Интерес к натюрморту возникает в 80-х
годах XIX столетия. Важное место здесь принадлежит картинам И.И. Левитана. Они, как правило, просты по замыслу и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов.
Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры.
Слайд 27Традиционные натюрморты Левитана
«Одуванчики»
«Белая сирень»
Слайд 28Новые веяния натюрморта
В это же время в творчестве В.А. Серова и К.А. Коровина проявляются
новые веяния, зародившиеся на полотнах французских импрессионистов. Импрессионисты при помощи натюрморта пытаются создать отражение мироощущения человека, его настроения и жизненного уклада.
Открывается новый этап в развитии русского натюрморта: расширяются границы жанра, он сливается с портретом, пейзажем, интерьерной и бытовой живописью.
Натюрморт перестаёт быть простым изображением «мёртвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.
Слайд 29К.А. Коровин.
За чайным столом, 1888 г.
В.А. Серов.
Девочка с персиками,
1887 г.
Слайд 30 К.Е. Маковский.
В мастерской художника,
1881 г.