Слайд 2Комическое – категория эстетики, выражающаяся в форме осмеяния социального явления, деятельности
и поведения людей, их нравов и обычаев.
Смех – короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками» (толковый словарь русского языка)
Слайд 3Вам, конечно, знакома русская народная сказка о царевне Несмеяне, заколдованной злым
волшебником. Любые попытки развеселить ее оказываются тщетными. Она разучилась смеяться. На сюжет этой сказки художник В.М.Васнецов написал картину «Царевна Несмеяна», где изобразил печальную, задумчивую, погруженную в собственные мысли девушку, сидящую на высоком троне. Вокруг нее вереницы иноземных послов (кто ее рассмешит, тот и замуж возьмет!), шуты, скоморохи, гусляры и сказители, играющие на гуслях и балалайках. Они пляшут камаринскую, сыплют прибаутками и остротами. Весе¬лится за распахнутыми настежь окнами народ... Но царевна будто не замечает, не слышит этого веселья вокруг себя. Ничто не вызывает смеха в ее душе. Она по-прежнему грустна и задумчива.
Слайд 4Или другая ситуация. Никогда не унывающий сказочный герой Иванушка-дурачок, балагур и
весельчак, оказавшись в самых неожи¬данных, порой трагических обстоятельст-вах, все же не теряет чувства юмора, отвечает своим противникам улыбкой или смехом.
Так что же лучше? Не смеяться совсем, как героиня народной сказ¬ки, или, наоборот, ко всему в жизни относиться с чувством юмора и иронии? Думается, каждый из нас выберет второе. Неспособность человека смеяться... Что может быть печальнее на свете?!
Слайд 5Жанры и виды комического
К проявлениям (видам) комического традиционно относят сатиру, юмор,
иронию, сарказм, гротеск и т. д.
Комическое может проявляться в большинстве видов и жанров искусства, но более всего оно характерно для жанров комедии, буффонады, мима, капустника, фарса, скетча, кинокомедии, фельетона, эпиграммы, пародии, частушки, карикатуры, шаржа.
Комическое может выражаться в форме анекдота, шутки, каламбура, а также возникать неосознанно — в оговорках, описках, различных комических недоразумениях и ошибках.
Слайд 6Давно подмечено, что отзывчивость человека на смешное, веселое в жизни —
очень важное и крайне необходимое для него качество.
Лишить себя удовольствия посмеяться над чем-то - значит утратить что-то значительное и ценное в жизни. В любых ситуациях смех оказывается очень хорошим лекарством для воспитания собственной души.
Слайд 7Прав был Н.В. Гоголь, сказавший: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только
глубоко добрая душа»
Слайд 8Связь между смешным и комическим
И все-таки, над чем обычно смеется человек?
Что вызывает в нем эту потребность? Наверное, вы обращали внимание на такую закономерность: то, что у одного человека вызывает смех, для других вовсе не кажется смешным. Или: нам не нравится, когда мы сами становимся объектом насмешек для окружающих. Конечно, осмеять можно многое и по-разному. Осмеять можно нелепый внешний вид человека, длинные носы, толстые животы, искаженное акцентом произношение. Да, действительно, некоторые люди посмеются и над этим. Но эти причины не имеют ничего общего с эстетической категорией комического. Значит, между смешным и комическим существует какая-то разница, имеются определенные границы. Это действительно так.
Слайд 9Писатель Стендаль справедливо подметил:
«... можно смеяться от смеха; можно смеяться,
когда тебя щекочут под мышкой. Физическое явление - это знак; он ничего не означает, когда его вызывают физическим путем». Значит, источником комического является что-то другое, что способно вызвать смех не у одного человека, а у многих людей.
Слайд 10Попробуем поэтому разделить понятия «смешное» и «комическое».
Комическое (от Греч. «komikos»)
– веселый смешной
Смешное – вызывающее смех
Во многих исследованиях отмечается, что комическое всегда смешно, но не все смешное комично. Понятие смешного значительно шире понятия комического, так как смешное может охватить не только социальные, общественные явления, но и явления внеэстетические (физиологические, биологические, природные). Следовательно, смех, будучи глубоко личностной реакцией человека на определенные явления действительности, не может быть непременным признаком комического. «Из всех живых существ только человеку свойствен смех», - писал Аристотель, а Н.В. Гоголь подчеркивал, что «подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой».
Слайд 11Комическое всегда социально, общественно значимо, оно способно оказывать огромное влияние на
формирование души человека. Как эстетическая категория комическое всегда предусматривает общественный резонанс на то, что кажется нелепым, неестественным в жизни. Таким образом, смех не только казнит несовершенство мира, но одновременно преображает, обновляет, улучшает этот мир.
Слайд 12Сущность комического (впрочем, так же как и трагического) заключается в противоречии,
основанном на неоправданном притязании человека на значительность, на несоответствии внешних по¬ступков, поведения с его внутренней сущностью. Противоречие — ис¬точник комического. Оно может основываться на противопоставле¬нии хорошего плохому, прекрасного - безобразному, возвышенного - ничтожному, незначительного - притязающему на ценность, ложного истинному и т. д. Противоречий подобного рода в жизни сколько угодно, они-то и рождают комизм героев и событий в произведениях искусства. «Смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный», очень тонко подметил А.С. Пушкин.
Слайд 13 Чарли Чаплин - выдающийся комик немого кинематографа, чем он веселит
зрителей? Конечно, в его фильмах много смешных трюков, забавных случаев, недоразумений, в которых постоянно оказывается его герой. На то, чтобы рассмешить людей, рассчитан и весь придуманный им образ, и внешний облик героя в том числе. Смешна его походка уточкой, слишком большие башмаки, широкие брюки и обуженный пиджак, драный жилет, котелок, камышовая тросточка, нелепые маленькие усики в сочетании с детскими чистыми глазами.