Слайд 1Исследовательская работа
Древо жизни
Слайд 2Над проектом работали:
учащиеся МКОУ ЗАТО г. Знаменска «Гимназия №231» 5А класс
Второва
Ольга
Шушунова Елизавета
Маркевич Ксения
Руководитель проекта:
учитель ИЗО Чумаченко С.Н.
Слайд 3Цель работы:
Изучить истоки декоративно-прикладного искусства,
дать представление о многовековом опыте
человечества,
его мировоззрении на мироздание.
Слайд 4Задачи:
«Что?», «как?», «зачем?».
1.«Что?»- поможет внимательно посмотреть на внешний облик предмета,
картины.
2.«Как?»- заставит внимательно всмотреться в символические элементы декоративно-прикладного искусства.
3.«Зачем?»- поможет открыть глубинные смыслы изображений в декоративно-прикладном творчестве.
Слайд 5«Каждый человек всю жизнь окружён произведениями декоративно-прикладного искусства. Значит, стоит его
знать и понимать».
Б.Неменский.
Слайд 6
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет
худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему;…» (Евангелие от Луки).
Древо жизни
Слайд 7 В древности
Жизнь славян была тесно связана с лесом. Он
поражал воображение древнего человека своей красотой и таинственностью и давал ему пищу, одежду, строительный материал.
Слайд 8Образ древа.
С помощью образа древа можно представить прошлое,
настоящее и будущее. В этом образе в древности также видели три части тела голову, туловище, ноги, а иногда три стихии огонь, воду, землю. Изба имеет также три составляющих подвал - прошлое, жилое помещение – настоящее, крыша – будущее.
Слайд 9Строение древа
Древо делится по вертикали на три части: верхнюю
– ветви, среднюю – ствол, нижнюю – корни. Основные зоны вселенной: верхняя – небесное царство (царство истины, которое носило название «правь»), средняя – земля (видимый материальный мир, называемый «явь») и нижняя – подземное царство мёртвых – «навь»).
Слайд 10По народным представлениям, в чудесных садах на ветках зрели золотые плоды,
дававшие вечную молодость, здоровье и красоту. Под деревом росли целебные травы - оберегавшие и лечащие детей.
Слайд 11На самой вершине дерева, в его ветвях, жили птицы: орёл, сокол,
ворон. На уровне ствола изображались люди и звери, чаще всего копытные: олени, кони, лоси, коровы, а также пчёлы. Под корнями обитали змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры и выдры.
Слайд 12 По стволу часто сновала белка и грызла золотые орехи…
Слайд 14Симметрично расположенные по обе стороны от ствола фигуры образуют горизонтальную структуру
древа. Справа и слева от древа располагались участники ритуала, основной целью которого являлось обеспечение благополучия, плодородия, потомства и богатства.
Слайд 15«…И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид
и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и древо познания добра и зла»
(из Библии).
Слайд 18 Своеобразное древо жизни эволюции всего живого
Слайд 19Вывод:
Сегодня декоративно-прикладное искусство, как и в былые времена, создаёт
среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.
Слайд 21Литература
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
Косменко А.П. Народное изобразительное искусство
вепсов.
Рыбаков Б.А. Азычество древних славян.
Интернет ресурсы.