Слайд 1Тема проекта-исследования: «Дом-жилище человека».
Учебник: «Мировая художественная культура»
Г.И.Данилова 7-9 классы.
Учитель русского языка и литературы, МХК:
Янцевич Ольга Вениаминовна
Слайд 2Проблемный вопрос:
Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия
и образ жизни человека?
Слайд 3вопросы
Какие древние города и жилища обнаружили археологи?
Какими были
дома у разных народов мира?
В чем причина их различия?
Какими были дома наших предков?
Как влияли климатические условия на вид жилищ?
Какие профессии нужны при строительстве дома? Где можно научиться строительным специальностям в г. Чите?
Слайд 4Критерии оценивания ответа:
1. Полнота ответа.
2. Практическое значение результатов работы.
3. Логика изложений,
убедительность рассуждений, оригинальность.
4. Правильность речи.
5. Соблюдение регламента (3-5 минут).
Слайд 5город Иерихон
Первые жилища человека.
Слайд 8Инсулы начали строиться
приблизительно во время
Пунических войн...
Инсулы – первые
многоэтажные дома в Древнем Риме.
Вилла – загородный дом. Они поражали великолепием и роскошью.
Слайд 9Традиции русского домостроительства
Слайд 10У большинства народов мира сложились свои определённые традиции создания жилища. Есть
они и у русского народа. С XI века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, -то есть срубленный дом.
Слайд 11Россия – страна лесная, поэтому именно из дерева мастерили дома.
Слайд 13русская изба
Сени – холодный коридор.
Сруб – отапливаемая часть избы.
Слайд 14изба
четырёхстенная
Изба пятистенная
состоит из двух
клетей-срубов
Слайд 15Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества и для
ночлега в теплое время года.
Слайд 16Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой.
Слайд 19Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, сохраняла ее горячей. На
ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь, а в печурках-носки и рукавицы. Печь, как и баня, была испытанным средством от простуды и других болезней.
Слайд 20Во внешнем декоре проявился талант народных зодчих. Резные ажурные наличники, сказочные
крылечки, кружевные деревянные украшения. Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров – умельцев!
Слайд 27Виды жилищных построек народов мира.
Иглу – снежный дом, используется северными народами
на Аляске и в Арктике.
Слайд 28Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище из оленьих
шкур.
Слайд 29Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение, крытое
берестой или звериными шкурами.
Слайд 30Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок у народов Средней
Азии и Монголии.
Слайд 35Естественным продолжением
японского дома является сад.
Слайд 37Читинские профессиональные училища
Слайд 38Забайкальский государственный колледж, 672023, г. Чита-23, ул. Юбилейная, д.
1
Слайд 39Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса
672064, г. Чита, ул. Бабушкина, 66.
Слайд 40
Забайкальский государственный университет
Г. Чита,ул. Александро-Заводская, 30
Слайд 41Забайкальский государственный университет
672007, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, д. 129
Слайд 42Кроссворд
По горизонтали
3. Материал для изготовления юрты
4. Японские соломенные циновки
8. Жилище народов
Крайнего Севера
10. Город на острове Ява, место нахождения древнего буддистского храма
12. Загородный дом
14. Часть христианского храмового ансамбля
По вертикали
1. Место, куда обращаются лицом молящиеся мусульмане
2. Главная часть христианского храма
5. Древнеримский многоэтажный дом
6. Часть мусульманского храмового ансамбля
7. Деревянная основа русской избы
9. Материал для окон в японском доме
11. Основа первых христианских храмов
13. Снежный дом эскимосов
Слайд 45Проект-исследование:
«Дом-жилище человека».
Цель: совместная организация работы учителя и учащихся для поиска
ответа на проблемный вопрос.
Слайд 46Дидактические цели:
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, научить самостоятельно ставить цели и
задачи проекта-исследования по теме урока и самостоятельно определять степень их достижения в завершении работы;
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
Принимать самостоятельные аргументированные решения;
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
Слайд 47Задачи проекта:
Проанализировать исторические и археологические данные о истории возникновения первых жилищ
человека;
Рассмотреть различные виды жилищных построек ;
Ознакомиться с традициями русского домостроения, особенностями казачьих поселений;
Сделать выводы о том как в архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека;
Довести результаты своих исследований до всех одноклассников и членов своей семьи.
Слайд 48ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1.Представление проблемной ситуации:
вербально;
- с помощью мультимедийных средств.
2. Мозговая
атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Слайд 49Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные
обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных .
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, взаимооценка.