Слайд 1«Каноны иконописи на Руси».
Подготовили ученицы 6 Б класса МОУ гимназии №24
г. Люберцы
Куликова Дарья и
Николаева Александра
Слайд 2Иконопись – дело священное
"...он, когда писал святую
икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".
Слайд 3Каноны иконописи Древней Руси
Строгое следование каноническим предписаниям,
с одной стороны, ограничивало и обедняло процесс творчества, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета.
Слайд 4Каноны иконописи Древней Руси
1. Выбор материала
2. Подготовка поверхности
3. Вещество грунта
4.
Технология изготовления красок
5. Последовательность письма.
Слайд 5Материал для иконы
Иконы чаще всего
писали на деревянных досках.
Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.
Слайд 6Подготовка поверхности
Ковчег – неглубокая выемка
с возвышающимися полями
по краям доски
Слайд 7 Вещество грунта
В качестве грунта применялся левкас.
Его изготавливали из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея.
Слайд 8Технология изготовления красок
При написании икон в Древней
Руси применяли краски,
в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.
Слайд 10Этапы иконного письма
1) Золочение: поля иконы, свет, венцы,
складки одежды.
2) Доличное письмо: одежды, строения, животных, пейзаж.
3) Написание лика
4) Проолифливание
Слайд 11Прорисовка лика
На подготовленной поверхности грунта делался рисунок.
Первая прорисовка - углем из веток березы,
вторая— черной или коричневой краской.
Слайд 12 Сюжет на иконе
1. Фон
2. Горы
3. Строения
4. Одежды
5. Открытые
части тела
6. Лики.
Слайд 13 Светлые блики
наносились на
лоб, скулы,
нос, пряди волос.
«Румяны» -
на губы, щеки,
кончик носа,
в уголки глаз,
на мочки ушей зрачки глаз.
Коричневая краска –
волосы, брови,
усы, борода.
Слайд 14Заключительный этап - проолифливание
Слайд 15Каноны иконописи Древней Руси
Подлинники – образцы, которые служили руководством к написанию икон и содержали указания, как должно писать тот или иной образ.
Слайд 16Чеканка иконы
В древних иконах, начиная с XII
века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах.
Слайд 22Золотой цвет
СИМВОЛИЗИРУЕТ сияние Бога и великолепие Небесного Царства
Слайд 23Пурпурный цвет
Это цвет царя, владыки - Бога на небе,
императора на земле.
Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью.
Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Слайд 24Красный цвет
Цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Слайд 25Белый цвет
Символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и
простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом.
Слайд 26Синий и голубой цвета
Бесконечность неба, символ иного, вечного мира.
Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.
Слайд 27Зеленый цвет
Цвет травы и листьев, юности.
Зеленый цвет
присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Слайд 28Коричневый цвет
Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Слайд 29Черный цвет
Цвет зла и смерти.
В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий, своего рода смерть при жизни.
Слайд 30Серый цвет.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи -
серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 31Каноны иконописи
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Слайд 34Каноны иконописи Древней Руси
Подлинники – образцы, которые
служили руководством к написанию икон и содержали указания, как должно писать тот или иной образ.
Слайд 35
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей
нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски.