Презентация, доклад к научной работе Каноны иконописи Древней Руси

Содержание

Иконопись – дело священное "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со

Слайд 1«Каноны иконописи на Руси».

Подготовили ученицы 6 Б класса МОУ гимназии №24

г. Люберцы
Куликова Дарья и
Николаева Александра
«Каноны иконописи на Руси».Подготовили ученицы 6 Б класса МОУ гимназии №24 г. Люберцы Куликова Дарья и Николаева

Слайд 2Иконопись – дело священное
"...он, когда писал святую

икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".
Иконопись – дело священное

Слайд 3Каноны иконописи Древней Руси
Строгое следование каноническим предписаниям,

с одной стороны, ограничивало и обедняло процесс творчества, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета.
Каноны иконописи Древней Руси    Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, ограничивало и обедняло

Слайд 4Каноны иконописи Древней Руси


1. Выбор материала

2. Подготовка поверхности

3. Вещество грунта

4.

Технология изготовления красок

5. Последовательность письма.
Каноны иконописи Древней Руси1. Выбор материала2. Подготовка поверхности3. Вещество грунта 4. Технология изготовления красок5. Последовательность письма.

Слайд 5Материал для иконы
Иконы чаще всего

писали на деревянных досках.

Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.
Материал для иконы      Иконы чаще всего писали на деревянных досках.

Слайд 6Подготовка поверхности


Ковчег – неглубокая выемка
с возвышающимися полями
по краям доски
Подготовка поверхности          Ковчег – неглубокая выемка  с

Слайд 7 Вещество грунта

В качестве грунта применялся левкас.
Его изготавливали из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея.
Вещество грунта      В качестве грунта применялся левкас.

Слайд 8Технология изготовления красок
При написании икон в Древней

Руси применяли краски,
в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Технология изготовления красок    При написании икон в Древней Руси применяли краски,

Слайд 10Этапы иконного письма
1) Золочение: поля иконы, свет, венцы,

складки одежды.
2) Доличное письмо: одежды, строения, животных, пейзаж.
3) Написание лика
4) Проолифливание
Этапы иконного письма   1) Золочение: поля иконы, свет, венцы, складки одежды.    2)

Слайд 11Прорисовка лика
На подготовленной поверхности грунта делался рисунок.



Первая прорисовка - углем из веток березы,
вторая— черной или коричневой краской.
Прорисовка лика    На подготовленной поверхности грунта делался рисунок.   Первая прорисовка - углем

Слайд 12 Сюжет на иконе 1. Фон 2. Горы 3. Строения 4. Одежды 5. Открытые

части тела 6. Лики.
Сюжет на иконе  1. Фон 2. Горы 3. Строения 4. Одежды 5. Открытые

Слайд 13 Светлые блики
наносились на
лоб, скулы,
нос, пряди волос.


«Румяны» -
на губы, щеки,
кончик носа,
в уголки глаз,
на мочки ушей зрачки глаз.

Коричневая краска –
волосы, брови,
усы, борода.
Светлые блики наносились на лоб, скулы, нос, пряди волос.  «Румяны» - на губы, щеки,

Слайд 14Заключительный этап - проолифливание

Заключительный этап - проолифливание

Слайд 15Каноны иконописи Древней Руси

Подлинники – образцы, которые служили руководством к написанию икон и содержали указания, как должно писать тот или иной образ.
Каноны иконописи Древней Руси        Подлинники – образцы, которые служили руководством

Слайд 16Чеканка иконы
В древних иконах, начиная с XII

века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах.
Чеканка иконы    В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась

Слайд 17Иконы XII –XIIIвв.

Иконы XII –XIIIвв.

Слайд 18Иконы XIV – XVIвв.

Иконы XIV – XVIвв.

Слайд 19Иконы XVIIв.

Иконы XVIIв.

Слайд 20Иконы XVIII –XIXвв.

Иконы XVIII –XIXвв.

Слайд 21Современные
иконы

Современныеиконы

Слайд 22Золотой цвет
СИМВОЛИЗИРУЕТ сияние Бога и великолепие Небесного Царства

Золотой цвет   СИМВОЛИЗИРУЕТ сияние Бога и великолепие Небесного Царства

Слайд 23Пурпурный цвет
Это цвет царя, владыки - Бога на небе,

императора на земле.

Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью.

Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

Пурпурный цвет   Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.

Слайд 24Красный цвет
Цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.

Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.

В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красный цвет     Цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.  Но в то же

Слайд 25Белый цвет
Символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и

простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом.
Белый цвет   Символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.   На иконах

Слайд 26Синий и голубой цвета
Бесконечность неба, символ иного, вечного мира.



Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Синий и голубой цвета   Бесконечность неба, символ иного, вечного мира.  Синий цвет считался цветом

Слайд 27Зеленый цвет
Цвет травы и листьев, юности.

Зеленый цвет

присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

Зеленый цвет  Цвет травы и листьев, юности.  Зеленый цвет присутствовал там, где начиналась жизнь -

Слайд 28Коричневый цвет
Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.


Коричневый цвет  Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.   Смешиваясь с царским пурпуром

Слайд 29Черный цвет
Цвет зла и смерти.

В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.

Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий, своего рода смерть при жизни.

Черный цвет       Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры

Слайд 30Серый цвет.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи -

серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Серый цвет.  Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и

Слайд 31Каноны иконописи
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ

Каноны иконописиСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 34Каноны иконописи Древней Руси
Подлинники – образцы, которые

служили руководством к написанию икон и содержали указания, как должно писать тот или иной образ.
Каноны иконописи Древней Руси    Подлинники – образцы, которые служили руководством к написанию икон и

Слайд 35
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей

нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место

Слайд 36Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Слайд 37Тихвинская икона Божьей Матери

Тихвинская икона Божьей Матери

Слайд 39СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ

СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть