Слайд 1
ПОРТФОЛИО
АЛЬШИНОЙ ЛЮДМИЛЫ ВАСИЛЬЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ
МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»
Г.О.САРАНСК
Министерство образования
РМ
Слайд 2ДАТА РОЖДЕНИЯ: 31.08.1966
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ,
ИЧАЛКОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
УЧИЛИЩЕ ИМ. С.М.КИРОВА МОРДОВСКОЙ АССР.
№ ДИПЛОМА 671 , ДАТА ВЫДАЧИ 29.06. 1985Г.
СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ): 33ГОДА
ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ: 33ГОДА
НАЛИЧИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ: ВЫСШАЯ,
ПРИКАЗ №1133 МО РМ ОТ 30.12. 2014Г.
ЗВАНИЕ: ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Слайд 3ХАРАКТЕРИСТИКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Слайд 41. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Проблема:
«Повышение мотивации обучения искусству во
внеурочной деятельности в жанре скульптуры с включением национального компонента».
Искусство – зеркало.
И отразится в нем все то, что нынешним у нас зовется днем
С его заботами, исканьями, трудами
И зреющими в нем грядущими годами.
Мазок на полотне, слова стихотворений,
Волнение скульптора, певучий взлет смычка –
Так сохраним же день для сотен поколений.
Преемственность традиций и добра.
Формирование интересов, потребностей школьников осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Хороший результат может быть достигнут лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью проходят подготовку к правильному эстетическому восприятию произведений искусства. Незаменимую роль в этом играет внеурочная деятельность.
Общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. На занятиях по искусству сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. 29 лет – это время постоянного поиска творческих идей, которые делают труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования «Повышение мотивации обучения искусству во внеурочной деятельности в жанре скульптуры с включением национального компонента».
Слайд 5Эстетическое и нравственное воспитание невозможно без кропотливой работы. Освоение детьми элементарной
изобразительной грамоты – залог того, что они оценят по достоинству не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Поэтому я ставлю целью на занятиях пробуждение фантазии, воображения ученика. При выполнении работы учащиеся должны увидеть и распознать силу художественного материала и их возможности. Формой обогощения художественного опыта учащихся является творческий кружок, направленный на эффективное приобщение к ценностям национальной культуры с формированием практических навыков к подготовке будущей жизни и профессии (по результатам поступление выпускников в учебные заведения соотвествующего профиля). Именно на решение данной задачи и направлена моя деятельность. С 1987 года я занимаюсь внеклассной работой, веду кружок декоративно-прикладного искусства. Программа прошла практическую апробацию на базе МОУ «Ялгинская СОШ» г.Саранск.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлимой части духовной культуры.
Основные задачи:
1.Формирование художественно-изобразительных знаний, умений и навыков с последующим их внедрением в жизнь;
2. Формирование художественно-творческой активности;
3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное или безобразное в искусстве.
Необходимые ресурсы
Программа реализуется учителем изобразительного искусства. Занятия проводятся в учебном классе, имеющем возможность организации пространства для практических занятий. Курс построен как активный диалог с учащимися об их внутреннем мире, способностях и возможностях, интереса и жизненных ценностях. Большинство занятий проводятся как самостоятельная творческая работа учащихся под чутким руководством учителя.
Промежуточная и итоговая форма аттестации: презентация практической работы каждого ученика.
Слайд 6По окончании курса учащиеся должны знать:
1. Особенности художественных средств различных
видов и жанров изобразительного искусства.
2. Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, перспективы, светотени,
элементы цветовидения, композиции.
4. Отдельные произведения мастеров изобразительного искусства прошлого и современности.
5. Различные приемы работ с художественным материалом.
6. Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
7. Символику мордовского орнамента.
8. Основы пластической анатомии.
9. Конструктивные закономерности.
Учащиеся должны уметь:
1. Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет предметов.
2. Сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого предмета.
3. Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в работе.
4. Пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д.
5. Применять в изображении эффекты освещения, штриховки.
6. Использовать разные приемы работы.
7. Добиваться образной передачи действительности.
8. Применять пропорциональное соотношение в рисунке и скульптуре.
9. Выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции.
10. Проводить подготовительную работу (предварительное наблюдение, наброски, эскизы).
11. С помощью изобразительных средств и материалов выражать свое отношение к персонажам изобразительного сюжета.
Слайд 7Программа включает более 60 видов работ с разнообразием техник. Целью являлось
многогранность. Потому что первым условием образования таланта является многосторонность. А если развитие в одном направлении с раннего детства, то талант человека будет незначительным. Поэтому мои дети пишут на холсте, работают с глиной, занимаются квилингом, гравюрой и многим другим.
Современное требование к образованию – это формирование гибко мыслящего человека способного ориентироваться во многих направлениях, человека деятельностного и многогранного. Я считаю, что в школьном возрасте, когда происходит становление характера и формируется мировоззрение, особенно важно воздействие искусства. В художественных образах всегда заключена огромная информация о природе, обществе и общественных отношениях истории, научных знаниях. А декоративно-прикладное искусство, скульптура, как искусство в целом, является действенным средством эстетического воспитания. Оно сильнее, чем любая форма общественного сознания и любой вид общественной практики. Непосредственно воздействует на эмоционально-интеллектуальные свойства и способности детей, содействует развитию творческой личности. Развитие творческих способностей может иметь место лишь при наличии определенных условии, а также посредством соответствующих методов обучения, с учетом основных принципов развивающей деятельности, и главное должно начинаться с раннего детства. На занятиях при выполнении работ в разнообразных техниках дети проявляют самостоятельный вид деятельности – это дает знакомство с художественным материалом и их возможностями без навязывания собственного мнения. Исходя из конкретных условий школы составляется перспективный план занятий, учитывающий местные условия, ближайшие производства, имеющие отношения к обжигу глины. Также учитывался возраст воспитанников, их возможности, интересы. В кружке дети записывались по желанию без подбора учащихся.
Слайд 8При всем разнообразии декоративно-прикладных работ, условно, работы можно свести к двум
направлениям:
1. Изобразительно-декоративное. Создание малой декоративной скульптуры, мелкой пластики с определенным сюжетом (жизненным или сказочным). Это направление сходно с рисованием с натуры. Разница в употреблении иных художественных материалов, иного сырья, в специфической трактовке изображений они остаются конкретно – образными. Поэтому изобразительно-декоративное направление более соответствует1-5 классам, которым свойствен конкретно-образный характер мышления.
2. Другое направление улитарно-декоративное, приемлемо старшим классам. На первый план выступает орнаментальная обработка поверхности, радующая глаз, форма изделия, красота или оригинальность материала. Сочетание тонов и т.д. Оно при работе учащегося требует отвлеченного мышления, абстрагирования, так как в значительной мере использует стилизацию, обобщение формы. Аллегорию. Кроме того работы связаны с более трудоемким процессом. Значение занятий с детьми декоративно-прикладным искусством определяется, прежде всего, тем, что в самой жизни это искусство повседневно. Декоративные работы обладают специфическими возможностями, обусловленными материальной связью с природой. Материал может быть активно использован, подвергнут творческой обработке именно средствами декоративно-прикладного искусства.
Слайд 9Каждое занятие тесно связано с трудовыми процессами, и физическим трудом. Занимаясь
скульптурой, дети на занятиях не только усваивают определенные навыки, но и получают первоначальные представления о художественных ремеслах. Украшая интерьер школы своими работами, дети расширяют рамки своего производительного труда, вносят красоту в жизнь свей школы. А окружающая повседневная красивая обстановка положительно влияет на психику. Важно учитывать, что каждая работа в любой технике была бы яркой, интересной, эмоционально насыщенной. А особенность искусства – насыщать учащихся положительными эмоциями и чувствами, развивать душу ребенка. Очень увлекательны и любимы занятия скульптурой с первого класса т.е. лепка из глины и обжиг. Эти занятия довольно трудоемки, но дети получают от них большое удовольствие. На занятиях предусматривается групповая и индивидуальная работа. В перспективный план включены мероприятия на муниципальном, республиканском, региональном российском и международном уровнях. Индивидуальный подход позволил мне учитывать особенности (стремление, желание, выбор техники). За счет этого все дети были задействованы в различных направлениях, что давало положительный результат. По наблюдению за детьми и их работами я сделала анализ о психическом развитии ребенка. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то что видит, а то, что он чувствует. На их работах выражение детской речи в пластике, в цвете, в рисунке. Работа с детьми – это процесс, который требует осторожности и деликатности, и нужно помочь ребенку обрести личностную свободу, научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире, природы и человеческой культуры. А также необходимо осуществлять связь с родителями, что позволяет создать для детей условия самораскрытия (т.е.добиться успеха).
Слайд 10На занятиях используются современные образовательные технологии.
1. Коллективная и групповая способы обучения.
2.
Информационно-коммуникативные технологии.
3. Проблемно-развивающее обучение, исследовательский подход.
4. Игровые технологии.
5. Интернет технологии.
6. Технология сотрудничества.
7. Личностно-ориентированная технология.
8. Технология интегрированного обучения.
9. Технология деятельностного подхода.
10. Здоровьесберегающие технологии.
Слайд 11Формирование ведущей идеи опыта. Условия возникновения становления опыта.
Сегодня в мир наших
детей вошли жесткие компьютерные игры, агрессивные мультфильмы. А именно через внеклассную деятельность я стараюсь ввести детей в мир национального искусства, а не быть около него. И войдя в мир высочайшего человеческого духа – в мир гармонии и красоты, каждый ребенок должен узнать не только что-то новое, но испытать счастье труда, вдохновение, полеты фантазии и радости от созданной ее работы. С 2005года проектная деятельность с включением национального компонента становится традиционной в нашей школе.
10 лет моей работы на Международном форуме «Одаренные дети» - это время постоянного поиска, методов и решений. Стремительно, развивающий изменения в обществе, требует сегодня умение быстро адаптироваться в новой среде, находить решения в сложных вопросах, иногда координально, все менять и ориентироваться в других направлениях. Пассивная роль ученика не может решать такие задачи. Ребенок должен быть многогранным и деятельным. Повышение мотивации – процесс длительный и кропотливый. Для того, чтобы ребенок дошел до мотивации успеха, учебную деятельность я разделила на три этапа:
1)Выработать компонент активности;
2) Формирование волевой мотивации:
3) Формирование мотивации упеха (цель каждой работы должна совпадать с душевным стремлением; равномерное распределение силы ; вера в себя).
Родители с младших классов проявляют внимание к этой деятельности.
Цель проектной деятельности: нравственно-эстетическое восприятие учащихся на материале мордовского народного декоративно-прикладного искусства. Именно в народном искусстве преобладает тот стержень, соединяющий современную культуру с истоками человеческой цивилизации. Потому что , только в народном искусстве человеческое начало , которое сохраняет огромную. Плодотворную энергию, развивает духовно и интеллектуально. Искусство, рожденное народом, всегда гениально и благотворно воздействует на индивидуальность. Оно является примером величия и силы подлинного художественного творчества. Это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты.
Слайд 12Теоретическая база опыта.
В своем опыте работы я ориентируюсь на развитие духовно-нравственной
личности учащихся через интеграцию внеклассной деятельности при современной работе учителя и ученика. В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве. Внедрение учителем изобразительного искусства в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит: повышение качества образования, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие устойчивого интереса к национальной культуре и любовь к малой Родине, успешную самореализацию, сотрудничество учителя, родителя и ученика.
А ребенок, который научился работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который научился работать руками и головой, становится создателем. Ребенок, который научился работать руками, головой и сердцем, становится творцом. Именно сейчас нужны нашей России такие дети – творцы 21 века. В их руках будущий мир, единство народа, благополучие планеты Земля.
Слайд 13Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы, воспитания и
обучения.
С чего же начать? А начать нужно с планировки помещения, создать условия для учащегося, расположить так, чтобы они были лицом друг к другу. Именно это будет определять приоритетные виды деятельности. Следующий шаг – обучение культуре общения.
Для этого я разработала памятку:
взаимодействовать в группе с любым учащимся;
работать активно, серьезно относясь к поручениям;
вежливо и доброжелательно общаться между собой;
испытывать чувство ответственности;
полностью осознавать, что работа над скульптурой – это серьезный и ответственный труд.
Содержание работы по внедрению технологии обучения.
1)Раскрыть детям истоки народного творчества.
2) Познакомить с национальными и региональными особенностями эстетической культуры Мордовии.
3) Заложить эмоционально-нравственную основу отношений детей культуре своего народа.
4) показать специфику знако-символического языка декоративно-прикладного искусства.
5)развивать у детей гуманистическое чувство национального самосознания – как проявление общечеловеческих нравственных качеств.
6) пробудить художественно-творческую активность учащихся.
7) Дать детям представление о мордовских мастерах – как носителях нравственного идеала.
Слайд 14Материал каждой темы осваивается в четырех основных видах деятельности; беседы, экскурсии,
литературы (легенда, сказка, рассказ) и практической деятельности. При беседе стараюсь глубоко учитывать психологические особенности. Весь нравственно-эстетический материал направляется для решения поставленной задачи. От него во многом будут зависеть, вызовет ли произведение искусства сопереживание в душе ребенка, раскроет ли данное произведение свои коммуникативные возможности для передачи учащегося не только познавательной и эстетической информации, но и информации нравственной. Здесь необходимо обратить внимание на форму проведения занятия: сказка, легенда, диалог, ярмарка, игра и т.д. Понимание декоративно-прикладного искусства без знаний его языка. Во время беседы большое внимание уделяю знако-символическим особенностям. Прежде чем провести занятие, по этой теме читала литературу психолога Л.С.Выготского «О роли усвоения знаков в развитии детского сознания».
На внеклассных занятиях постепенно вводятся символы, расшифровываются основные символические значения цвета, формы, орнамента. На основе мордовского народного творчества у детей проявляется внимание к духовным ценностям своего народа, прививается устойчивый образец поведения и общения интереса и уважения к его прошлому, что открывает большие возможности, индивидуальности с альтернативным мышлением. В творческом проекте прослеживается две составляющие: скульптура и декорация. А лепка от ребенка требует развитого восприятия, а с другой стороны, как бы совершенствует. В процессе скульптуры не только создается подобие реального предмета, но и гораздо полнее, чем при рисовании, изучает, чувствует и переживает его (вывод по наблюдению процесса работы у детей). При этом процессе особенно активно работает художественное восприятие, направленное на творческое преобразование действительности.
Слайд 15Первая фаза творческого процесса скульптуры – выделение задачи, требующая решение. Процесс
создания образа в скульптуре требует четкой осознанной постановки целей. Это первая основная задача, которую надо обязательно решить, в которое заложено для решения последующих пунктов необходимой для выполнения задание.
На второй фазе творчества происходит анализ имеющейся информации и поиск решения задач. Другими словами аналитический подход к процессу. Ребенок не научится творческий воспринимать и выражать себя, если не будет чувствовать свободы. Одним из важнейших условий является поэтапная отработка творческих операции. При создании конечного результата творческого процесса скульптурной композиции, важно не только образное воплощение в готовый продукт самой идеи, но и скульптурное решение. Заключительная стадия творческой деятельности – критический анализ и его логическая доработка. По моему наблюдению способности учащихся развиваются успешнее, если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности.
И в завершении мне бы хотелось привести слова Стива Джобса: «Есть только один способ проделать большую работу – полюбить ее»
Сайт: http://nsportal.ru/alshina-lyudmila-vasilevna