Слайд 2Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском
городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку писем, на которых рукой Левитана было написано: "Сжечь, не читая". Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.
Слайд 3Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. "Левитану давалось все
легко, — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, — тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой. Как-то пришел к нам в натурный класс и написал необязательный для пейзажистов этюд голого тела, написал совершенно по-своему, в два – три дня, хотя на это полагался месяц. Вообще Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий.
Слайд 4Одна из самых значительных страниц биографии Левитана — его дружба с
А. П. Чеховым. Чехов и Левитан — ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции.
Слайд 5"Когда я узнала Левитана, — вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, —
он жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников, заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его "курятника" быстро покрывались рядами превосходных этюдов...
Слайд 6На всех полотнах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами, настроениями, переживаниями.
В этой картине "психологизм" приобретает новое качество: здесь природа тоже "живет", но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Вода — мы видим не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно для нас, а ощущаем ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом.
Слайд 7Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается в нем. Движутся беспорядочно
громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных свинцово-фиолетовых тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облако, выходящее из возникшего между тучами просвета, облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.
Слайд 12Библиографический список
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств.
Фенина С. В.
Беседы о русских художниках.
Пешкова Л. В. Русское изобразительное искусство 60 – 90-х годов XIX века. Пейзаж.
Зотов А. И., Сопоцинский О. И. Русское искусство.