Слайд 1Фотография – новое изображение реальности.
Выполнила учитель ИЗО и черчения МОУ «средняя
школа №2»
Пискунова Надежда Николаевна
Слайд 2Фотография - настоящее искусство.
Тонкостей в нем не меньше, чем в
живописи или музыке. В фотографии, так же как и в рисунке, очень важна композиция. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции.
Слайд 3Фотография - настоящее искусство.
Прежде всего, начинающему фотографу придется много думать и
критически относиться к себе. Только так он сможет добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если соблюдать правила, которыми руководствуются настоящие фотографы, возможно, любой человек сделает небольшой шажок к профессионализму.
Слайд 4Выбор сюжета
Интересным и необычным сюжетом автор вправе гордиться. Охота за такими
сюжетами занимает много времени и порой превращается в манию. Если вы один из тех, кто всегда держит камеру под рукой, беспокоиться не о чем. Главное - всегда смотреть по сторонам и видеть красоту в самых обыденных сценах.
Слайд 5Выбор сюжета
Фото 1. Необычный сюжет позволяет пренебречь композицией. Во-первых, по-другому запечатлеть
подобную сцену невозможно. Во-вторых, зритель заинтересован сюжетом, который сам по себе привлекает внимание.
Слайд 6Выбор сюжета
Небывалый простор в выборе сюжета открывает макросъемка. Капля воды, насекомое
или цветок восхищает зрителя, не привыкшего детально рассматривать мелкие предметы.
Слайд 7Выбор сюжета
Статические сюжеты дают фотографу массу времени, чтобы оценить обстановку, подготовить
камеру и выбрать подходящую точку съемки. Для изучения композиции стоит потренироваться именно на неподвижных объектах.
Динамические сюжеты вызывают куда больший интерес фотографов. Решающее значение при съемке играет выдержка. Длинные выдержки дают размытые снимки, подчеркивая скорость. Короткие выдержки позволяют получить четкие фотографии, выражающие силу, ловкость и грацию движущейся модели. При съемке динамических сюжетов необходимо быстро соображать - прекрасная сцена может больше никогда не повториться. Если полагаете, что подобная съемка производится навскидку, то вы сильно заблуждаетесь. Процесс выбора точки съемки еще более трудоемкий, нежели в случае со статическим сюжетом.
Слайд 8Выбор точки съемки
Выбрав сюжет, не поленитесь прикинуть, откуда выгоднее его снимать.
Обойдите модель вокруг, отмечая особенности фона. Так вы избавитесь от "плохих" предметов, которые по-другому скрыть невозможно. Яркий пример - невзрачные фонарные столбы и линии электропередач, испортившие за историю фотографии не один кадр.
Слайд 9Выбор точки съемки
В большинстве случаев, съемка с близкого расстояния позволяет ярче
передать основной объект, подчеркнуть его детали. Такая съемка дает эффект присутствия. Если приблизиться к модели невозможно, выручит оптический зум, но при больших увеличениях автоматика не всегда удачно фокусирует камеру на объекте. К тому же при использовании зума усиливается дрожание изображения
Слайд 10Выбор точки съемки
Штатив избавит вас от подобных проблем, благо стоит он
гораздо меньше самого фотоаппарата. А вот цифровой зум (объектив с переменным фокусным расстоянием), коим оснащено большинство камер, следует воспринимать исключительно как рекламный ход производителей фототехники. У него, конечно, есть свои достоинства, но - из-за реализации - чисто теоретические. Оптическое увеличение на недорогих объективах заметно усиливает аберрации. Аберра́ция оптической системы — ошибка или погрешность изображения в оптической системе. Потому на практике цифровой зум практически бесполезен.
Слайд 11Выбор точки съемки
Фото 2. Съемка с близкого расстояния позволила передать выразительность
кошачьих глаз. Ненужные детали отброшены - взгляд зрителя не находит ничего, что было бы важнее глаз.
Слайд 12Выбор точки съемки
Съемка с далекого расстояния подчеркивает глубину пространства. Но следует
помнить, что в кадр попадают второстепенные объекты, которые отвлекают внимание и перегружают композицию. В основном такой тип подходит для съемки пейзажей, в том числе урбанистических. Панорамная съемка, сделанная с большого расстояния, выглядит естественно, да и "склеивать" снимки становится гораздо легче.
Слайд 13Выбор точки съемки
Большая часть фотографий делается на уровне глаз. Именно с
такой высоты мы смотрим на мир, следовательно, снимки будут выглядеть привычнее для зрителя. Высокая точка съемки дает возможность охватить большее пространство, передавая простор. Низкая точка, напротив, позволяет подчеркнуть динамичность и глубину сюжета. При низкой съемке нужно быть особенно осторожным - многие формы при таком ракурсе искажаются. Лицо и фигура человека может сильно измениться, причем далеко не в лучшую сторону.
Слайд 14Особенности зрительного восприятия
Человеческий глаз - точный и сложный инструмент. Чтобы сделать
красивый, естественный снимок, необходимо иметь представление, как именно глаз зрителя будет впоследствии его анализировать. Несмотря на достаточно большой угол зрения, рассматривая окружающий мир, мы скользим по нему взглядом, постепенно изучая детали. В первую очередь глаз анализирует линии контура, а затем более подробно изучает наиболее изогнутые их части. С этим эффектом связано понятие фотогеничности человека. Люди с резкими чертами лица выглядят на снимках особенно эффектно, так как взгляд цепляется за каждый изгиб контура. Мягкие черты лица заставляют взгляд соскальзывать с линий, отчего интерес к модели сразу пропадает.
Слайд 15Особенности зрительного восприятия
Размеры фотографии гораздо меньше оригинала, поэтому стандартные сцены на
них непривычны для восприятия. Взгляд зрителя, направленный в одну точку, в состоянии охватить фотографию целиком - и это неестественно. Чтобы придать композиции масштабность, нужно управлять взглядом зрителя.
Слайд 16Особенности зрительного восприятия
Мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, а
гравитация подчеркивает, что движение вниз - естественно. Это сильно отражается на восприятии. Если на снимке присутствуют одинаковые или похожие предметы, то доминировать будет тот, который расположен слева. Предмет, расположенный в верхней части снимка, кажется тяжелее того, что находится ниже. Вертикальная линия кажется длиннее, чем точно такая же горизонтальная.
Слайд 17Психология линий
"Фотография" по-гречески означает "светопись". Это отражает технические особенности процесса. С
точки зрения композиции основа фотографии - линии. Они, вместе с тональностью, передают эмоциональность и динамику сюжета, заставляют зрителя думать и чувствовать.
Линии силы - это контуры объектов, расположенных на снимке. На черно-белых снимках они выражены сильнее, так как наш взгляд не отвлекается на большое количество цветов. Такой эффект часто используется в художественной фотографии. Неспроста профессионалы любят делать именно черно-белые снимки.
С помощью линий опытный фотограф способен управлять взглядом зрителя, направляя его на важные детали снимка.
Слайд 18Психология линий
Фото 3. Композиция этого снимка очень необычна. На нем присутствуют
четыре ярко выраженные области: пляж, вода, небо и часть города. Пляж отделен от воды резкой линией берега. Вода от неба - мягкой линией горизонта. Эти стихии существуют на снимке независимо. Постройки и деревья объединяют их, становясь основой композиции.
Слайд 19Психология линий
Каждый тип линий вносит свою эмоциональную окраску. Чаще всего это
проявляется на подсознательном уровне, но вы убедитесь, что влияние линий достаточно велико. Прямая линия выражает активность и быстроту, но если она расположена горизонтально, то создает впечатление покоя и умиротворенности. Очевидным примером является линия горизонта - трудно придумать что-то более статичное. Слегка изогнутые линии передают вялость, расслабленность. Так выглядят берега большинства водоемов. Сильно изогнутая линия заставляет взгляд остановиться и придает композиции эффект замедления. Спираль выражает напряженность и жизненную силу. "Скрученное" тело модели выглядит гораздо эффектнее как раз за счет спиралеобразных линий. Волнистые линии задают ритм снимка. Если они параллельны, эффект усиливается, добавляя композиции неустойчивость и текучесть. Попробуйте проанализировать свои снимки, чтобы убедиться в справедливости моих слов.
Слайд 20Психология линий
Фото 4. Линии силы позволяют управлять взглядом зрителя. Продуманное их
использование помогает передать объем на плоской фотографии. Параллельные линии, сходящиеся вдали, прекрасно подчеркивают перспективу. Дорога на снимке уводит зрителя в глубину кадра, придавая композиции ощущение бесконечности.
Слайд 21Психология линий
Фото 5. При неумелом использовании линии могут оказать медвежью услугу,
отвлекая зрителя от объекта съемки. Главной целью фотографа являлся Московский Кремль, но линии берегов настойчиво уводят взгляд вправо.
Слайд 22Психология линий
Фото 6. В жизни чаще всего встречаются горизонтальные линии, о
чем фотографу забывать не следует. Линия берега делит снимок на две схожие по размеру части. Каждая из них воспринимается независимо - композиция разрушена.
Слайд 23Психология линий
Использование диагоналей позволяет сделать снимок необычным и привлекательным. У фотографии,
как и у любого прямоугольника, их две: восходящая и нисходящая.
Восходящая диагональ (ее также называют мажорной) идет от левого нижнего угла к правому верхнему. Основанная на ней композиция вызывает положительные эмоции. Движение вверх по восходящей диагонали получается очень легким и быстрым.
В случае с нисходящей (или минорной) диагональю все наоборот. Движение вверх по ней выражает напряженность, а движение вниз - легкость.
Слайд 24Психология линий
Фото 7. В композиции доминирует минорная диагональ. Сам сюжет довольно
невзрачен, но вызывает у зрителя устойчивые ассоциации. Во мне этот снимок будит чувство одиночества, ощущение утраты.
Создается впечатление, что близкий человек ушел навсегда, по дорожке, уводящей за границу кадра.
Слайд 25Равновесие в композиции
Фотография - как весы. Если объект съемки расположен по
центру снимка, композиция будет уравновешенной, но это слишком стандартный подход. Мы пойдем другим путем. Уравновесить композицию можно несколькими способами.
Если вы фотографируете динамичную сцену, используйте прием развивающегося движения. Для этого необходимо оставить свободное пространство перед движущимся объектом. Чем больше скорость, тем большее пространство требуется.
Слайд 26Равновесие в композиции
Фото 8. Снимок получился недостаточно динамичным, поэтому перед машиной
оставлено не очень большое пространство. Разделительные полосы на дороге прямые, параллельные и уходят за пределы кадра. Воображение достраивает их, помогая уравновесить композицию.
Слайд 27В портретной съемке для достижения равновесия часто используют направление взгляда модели.
Спокойный, равнодушный взгляд требует мало места, экспрессивный - значительно больше.
Фото 9. Тело модели расположено в левой части снимка, но ее взгляд делает композицию уравновешенной.
Слайд 28Равновесие в композиции
Отдельный разговор - постановочная фотография. Здесь есть время поэкспериментировать,
добавляя в кадр различные предметы. В фотографии вес заменяется объемом или ассоциациями, которые вызывают некоторые визуальные формы. Велосипед или мяч, находящийся в кадре, заставляют зрителя вспомнить о детстве, с теплотой воспринимать композицию снимка. Подобных ассоциаций может быть бесконечно много. Продумайте, какие предметы напомнят зрителю о родителях, первой любви, радостных и счастливых моментах жизни. С их помощью вы сможете не только уравновесить композицию, но и передать различные эмоции.
Слайд 29Равновесие в композиции
Постановочная композиция
Слайд 30"Золотое сечение" (правило третей)
Математики всегда утверждают, что их предмет - основа
мироздания. Большинство скептически относится к подобным утверждениям, но, как ни странно, математики во многом правы. Издавна художники и фотографы пользуются правилом третей, порой даже неосознанно. Если провести на фотографии горизонтально и вертикально по две линии, каждая из которых отделяет треть снимка, получатся четыре линии "золотого сечения" и четыре точки их пересечения. Зона, расположенная между этими линиями, воспринимается как самая спокойная, а взгляд в первую очередь фиксирует предметы, расположенные на самих линиях и на точках пересечения.
Слайд 31"Золотое сечение" (правило третей)
Еще в древней Греции ученые заметили, что взгляд
человека, рассматривающего изображение, описывает траекторию, похожую на латинскую букву "Z". Взгляд, анализирующий фотографию, как раз проходит через точки пересечения. Метод "золотого сечения" полезен, но это не единственный способ расположения предметов в композиции.
Слайд 32Геометрическое позиционирование
Как и "золотое сечение", это правило имеет исключительно рекомендательный характер.
Давно замечено, что треугольник, присутствующий в композиции, усиливает впечатление, производимое фотографией. Поставив его на одну из вершин, можно придать композиции неустойчивость. Напротив, треугольник, стоящий на основании, создает ощущение незыблемости.
Слайд 33Геометрическое позиционирование
Фото 10. Тело модели образует треугольник, опирающийся основанием на поверхность
стола. Необычный ракурс и экспрессивное выражение лица подчеркивает непоколебимость, как физическую, так и психологическую.
Круг или овал добавляют композиции динамичности. Прямоугольник или квадрат, наоборот, делают ее абсолютно статичной. Поэкспериментируйте с геометрическими формами, результат может быть довольно интересным.
Слайд 34Отсекаем лишнее
Выбрав объект съемки, не забывайте, что нас окружает масса предметов,
часть которых неизбежно попадет в кадр. Передний план чаще всего отсутствует на снимках начинающих фотографов. Они фиксируют свое внимание непосредственно на модели. Тем не менее незначительные элементы переднего плана помогают передать глубину пространства.
Слайд 35Отсекаем лишнее
Фото 11. Перила моста, попавшие в кадр, оказались совсем не
лишними. Они подчеркивают глубину пространства. К тому же перила, выходящие за границы кадра, уравновешивают композицию.
Слайд 36Отсекаем лишнее
Снимок получается достаточно интересным, если объект съемки заключен в некую
рамку, образуемую передним планом. Подобными рамками могут служить окна, арки, деревья.
Фото 12. В приведенном примере рамкой являются качели, подчеркивающие "трехмерность" сцены. Прямые цепи качелей, стремящиеся сойтись в перспективе, направляют взгляд к девочке.
Слайд 37Композиция.
Порой неудачные снимки получаются из-за того, что у нас два глаза,
а у фотоаппарата - один. Наше "трехмерное" зрение легко отделяет модель от фона, тогда как на плоской фотографии они сливаются. Самый распространенный пример - это предметы, "растущие из головы модели". Скульпторы говорят, что их задача - взять камень и отсечь все лишнее. А чем фотографы хуже? На снимке тоже не должно быть посторонних предметов. Съемка крупным планом поможет избавиться от них. Если подобный метод недопустим, попытайтесь спрятать лишнее за объектом съемки или, используя мягкий фокус, размойте мешающие предметы, акцентируя внимание на нужных деталях снимка. В этом случае приоритет имеет диафрагма. На камерах без ручных режимов есть некое подобие - режим "портрет", тот же самый приоритет диафрагмы при единственном максимально открытом ее значении.
Слайд 38
К сожалению, у незеркалок увидеть этот эффект во время съемки практически
невозможно - из-за малого количества пикселов на дисплее или у EVF (есть камеры, которые умеют делать "цифровой зум видоискателя", обычно в режиме ручной наводки резкости, - чуть-чуть помогает), а также из-за того, что на дисплее не всегда показывается картинка, снимаемая с реальными значениями выдержки/диафрагмы. При съемке со вспышкой на незеркалках вы практически всегда видите на дисплее или в видоискателе не то, что получится в результате, поскольку, чтобы обеспечить видимость при недостатке освещенности, камера открывает диафрагму полностью, а при съемке закрывает до нужного значения.
Слайд 39Композиция.
По возможности обойдите модель вокруг и постарайтесь выбрать более удачный фон.
Если вы снимаете на открытом воздухе, то можете воспользоваться самым красивым и доступным фоном - небом, которое добавит снимку колорит. Камеру следует расположить низко и внимательно следить, чтобы такой ракурс не искажал фигуру модели.
Слайд 40Отсекаем лишнее
Фото 13. Яркий фон, заполняющий большую часть снимка, отвлекает внимание
от главного объекта. Гораздо разумнее было бы воспользоваться макросъемкой, установив камеру ближе к земле.
Слайд 41Отсекаем лишнее.
Фото 14. В качестве фона выступает "безголовый" человек и непонятные
металлические конструкции. Композиция перегружена формами, не несущими никакого смысла.
Слайд 42Отсекаем лишнее.
Фото 15. На снимке та же птичка, но автор воспользовался
оптическим увеличением и мягким фокусом, тем самым избавившись от лишних деталей. Правая часть фона размыта, а в левой человек уже практически не угадывается. Теперь, когда наше внимание приковано к птице, мы легко различаем все детали фотографии. Здесь, в отличие от предыдущего снимка, отчетливо видно, что птица окольцована.
Слайд 43И напоследок …..
Советов по выбору композиции можно давать бесконечно много. Ограничимся
малым, так сказать, основами. Большинство фотографий, использованных в данной презентации , сделаны не профессионалами. Но, даже с помощью их, можно проследить основные правила для создания отличных снимков. Вы узнали основы построения композиции. Попробуйте теперь посмотреть на свои старые фотографии по-другому и вычислить свой КПД (коэффициент полезного действия ).