Слайд 1Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства
Изобразительное искусство в 8 классе
Составила:
Журкина Анжелика Леонидовна
учитель изобразительного искусства,
МБОУ лицей «Вектор» г.Хабаровск
Урок 1
Слайд 2Люди издавна приглядывались к причудливой игре солнечных лучей. Замечали способность освещенных
предметов изменяться в цвете и форме. И удивлялись свойству некоторых веществ чернеть на свету. Опыты с химическими соединениями подсказали идею создания светописных изображений
Великий Леонардо набросал чертеж камеры-обскуры. Принцип ее действия знали еще до него. Однако никто не может безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройства.
Солнечный луч, пропущенный через отверстие камеры-обскуры, проецировал на экран видимое изображение. Неизменно задавались вопросом: нельзя ли оптический рисунок, полученный с помощью зеркала и линзы, как-то сохранить?
Слайд 3В экспериментах не было недостатка. Удачливее других оказался француз Нисефор Ньепс
(1765—1833), который, использовав свойство некоторых химических элементов чернеть на свету, в 1822 году получил на стекле, покрытом битумом, гелиографическую копию с гравюры. Гелиография — предтеча фотографии.
Гелиография, полученная Ньепсом в 1824 году.
.
Слайд 4Наблюдения Н. Ньепса продолжил и развил его предприимчивый компаньон — театральный
декоратор Луи Дагер (1787—1851).
Он не только проявил скрытое изображение, но и закрепил его на металлической пластинке, покрытой йодистым серебром. Найденный способ Дагер назвал своим именем —дагеротипией.
Новый вид изображения не поддавался дублированию.
Этот существенный недостаток позже устранил англичанин Фокс Тальбот. Он отделил негативный процесс от позитивного и заменил металлическую пластинку эластичной подложкой.
Но как известно в науке и технике никому не дано сказать последнего слова…
Слайд 5Дагерротип
Остается добавить, что первые дагеротипные портреты обходились заказчику не дешево
— он уплачивал за каждый от 60 до 120 франков. Позволить себе такие расходы могли только состоятельные люди.
И все же новое изобретение распространялось с небывалой быстротой.
Так, уже в сентябре 1839 года в Мюнхенском союзе искусств профессор Штейнгель впервые показал два снимка, полученных им по способу Дагера, а в следующем году газета «Гамбургский корреспондент» уже писала о «выставке фотографических портретов художника Изеринга». Этот художник в 1841 году открыл первое в Германии съемочное ателье.
К середине XIX столетия дагеротипия себя исчерпала. На смену ей пришел более совершенный способ — сухая бромосеребряная пластинка, фотопортрет навсегда становится ведущим жанром фотоискусства. Это произошло после 1880 года…
Слайд 6Язык фотографии
Как и литература, как и кино, фотография делится на “фотографию
не для всех” и “фото-попсу”.
Истинный язык фотографии настолько сложен, что для его постижения нужно потратить немало времени (на Западе в некоторых колледжах ее изучают как отдельный предмет - и то лишь техническую ее сторону, если это не фото-колледж).
В принципе, засилье “фото-попсы” - модных журналов, раскручиваемых “шедевров”, рекламы - не носит агрессивный характер, но, тем не менее, именно на этих сомнительных образцах в обществе воспитывается фотографический вкус, если таковой нужен вообще.
Слайд 7фотография действительно настолько многолика, что есть вариант фотографической деятельности... без фотографий.
Фотограф возможен без фотоаппарата, даже если это не искусство фотограммы.
Хитрость здесь в том, что любой фотограф, прежде чем нажать на клавишу своей камеры, должен сначала увидеть. Как ни крути, способность увидеть - это таинство…
Многие фотографы замечают, что некоторые образы им приходят в... снах. Никто толком не расшифровал механизм сновидений и, возможно, занятие фотографией во сне - всего лишь продолжение ежедневных метаний мастера.
Но есть, возможно, и другое: мечта о классном кадре (не скажешь же: гениальной карточке... а то за психа примут!). Самое поразительное здесь то, что фотографии из снов приходят когда-нибудь наяву!
Слайд 8Занятие фотографией - очень зыбкая вещь, поскольку зависит от наличия работоспособной
аппаратуры, материалов и денежных средств. Если хотя бы одного из этих составляющих нет, - что толку будет от стараний человека?
Есть много людей, которые даже не подозревают, что Господь наделил их особенным, фотографическим мышлением. В этот вид мышления включено многое, в том числе и стремление остановить в памяти зрительные образы.
Кроме того, в фотографическое мышление входит умение “схватить” миг, чувство композиции, представление мира всего в двух измерениях и осознание значимости того, что ты делаешь.
Слайд 9Жанры фотографии
Как и в изобразительном искусстве, жанры в фотографии определяются по
предмету изображения и включают натюрморт, пейзаж, портрет и жанровую фотографию (бытовые сцены, ситуации…)
Слайд 10Портрет
Портрет всегда был одним из популярных видов изобразительного искусства, а в
дофотографическую эпоху, написанный рукой художника, он вообще был единственной возможностью запечатлеть облик человека, сохранить его в памяти потомков.
С появлением дагерротипии он стал доступнее, и фотография в жанре портрета сразу стала очень популярной, дерзнув конкурировать с живописью (правда, получив при этом от художников презрительное прозвище – «живопись для бедных»).
Слайд 11Фотографический портрет
Фотографический портрет предполагает передачу не только внешнего, но и внутреннего
выражения свойств, сути реально существующей личности.
Уже давно отошло мнение, что фотограф бессилен проникнуть в духовный мир человека. При творческом подходе фотографа-художника к искусству фотографического изображения человека фотография способна раскрыть его внутренний мир. Задача эта трудная, но благородная.
Несмотря на то, что фотография удерживает застывшее выражение одного лишь момента, в то время как черты лица человека живут и постоянно меняются, фотография даёт объективное изображение внешности людей.
По фотопортрету часто легче узнать, но не легче понять человека, ибо одно дело – узнать в лицо и иное – понять душу. Задача мастера – показать не только внешнюю, но и внутреннюю суть человеческого существа, которая в какой-то мере отражается во внешнем облике.
Слайд 14Натюрморт
Натюрморт (от франц. nature morte, буквально – мёртвая природа) –
изображение неодушевлённых предметов быта, атрибутов какой-либо деятельности, цветов, плодов, битой дичи, промышленных изделий, произведений прикладного искусства и т. п.
Средствами фотонатюрморта не только осуществляется выразительное воспроизведение различных предметов
но и достигается решение более сложных, подлинно художественных задач, когда, например, с помощью так называемых предметных композиций создаются своеобразные картины жизни и рассказывается об отсутствующем в кадре человеке.
Выразительные средства натюрморта необычайно разнообразные, а круг тем практически неисчерпаем.
Слайд 15Жанр натюрморта
начал складываться сразу с возникновением фотографии. Первым снимком Л.
Дагера, снятым на дагерротипную пластинку, был натюрморт (уголок мастерской художника, 1837).
Неподвижные предметы натюрморта можно было экспонировать сколь угодно долго, а выбор и компоновка их зависели только от фантазии фотографа.
При этом фотохудожники использовали одни и те же традиционные предметы и создавали натюрморт по правилам, принятым в живописи.
Слайд 16Картина. Натюрморт. Памяти солдата
Картина.
Натюрморт. Детский мир.
Слайд 18 Пейзаж
Пейзаж (франц. paysage, от
pays – страна, местность) – жанр, в котором объектом изображения является природа. Он может быть городской, индустриальный, но чаще всего пейзаж – это изображение природы.
Жанр пейзажа, как и натюрморта, начал складываться с момента зарождения фотографии. Первая в мире фотография (Н. Ньепс, 1826) по существу представляла собой архитектурный пейзаж (вид на городские крыши).
С появлением дагерротипии многие фотографы стали снимать всемирно известные памятники архитектуры и другие знаменитые достопримечательности древности
Слайд 19Пейзаж – один из самых распространённых жанров современной фотографии. Нет
такого фотохудожника, который не попробовал бы себя в этом жанре. Ни один из них не может устоять перед соблазном запечатлеть на плёнке красивый вид или изменения в ландшафте, которые возникли в результате гигантских по своему размаху работ по преобразованию природы: наши новостройки, необозримые дали колхозных полей или водная гладь морей, созданных руками человека.
Природа созвучна чувствам, настроению и эмоциональному состоянию человека. Это привлекает художников к пейзажам.
Слайд 21В пейзажном жанре есть круг сюжетов, в которые духовное начало заложено
не только природой, а и творениями человеческих рук.
Это, например, архитектурный пейзаж. Даже если просто исходить из статистики известных сюжетов, он часто связан с изображением храма. Для культовых сооружений почти всегда была характерна гармония с окружающей природной средой.
Слайд 23Часто архитектурный пейзаж, особенно при бездумном уничтожении или естественном разрушении памятников,
может обрести ценность исторического документа. Экология культуры – тема весьма актуальная и чрезвычайно важная для фотохудожника, решать которую следует, по-видимому, в каких-то новых по темпераменту, кричащих формах.
Слайд 24Архитектурные снимки занимают особое место среди разнобразия произведений фотоискусства. Фотосъёмка архитектуры
может рассматриваться в трёх аспектах: как самостоятельное произведение фотоискусства, как непременный компонент современного городского или индустриального пейзажа и наконец, в её прикладном значении – как документ или памятное изображение.
Архитектурные снимки
Слайд 25Интерьер
Много общего по своим задачам со съёмкой архитектуры имеет фотографирование интерьера.
Чтобы
показать интерьер, фотограф обычно старается документально точно воспроизвести все детали. Для этой же цели может использоваться фотоэтюд, передающий общий характер интерьера, или фотохудожественная картина. Так как охватить все стены замкнутого помещения нельзя, то чаще всего в интерьерной фотосъёмке используется фрагмент. Он позволяет заострить внимание зрителя на наиболее характерных и интересных, а, следовательно, и на наиболее существенных, главных элементах интерьера.
Слайд 27Жанровая фотография
Большое место в современной фотографии занимают жанровые снимки. Чем характеризуются
жанровые снимки, как они снимаются?
Съёмка детей.
Тема детей в фотоискусстве привлекла к себе внимание с самого зарождения фотографии и сегодня находит широкое воплощение.
Для фотографа дети - это неисчерпаемый источник вдохновения: поскольку в первые годы и физически, и эмоционально дети развиваются очень быстро, а их настроение часто непредсказуемо и изменчиво, всегда существует возможность выявить новые грани характера и запечатлеть это.
Детская фотография очень интересна и представляет особенную ценность для любого фотографа, ведь дети невероятно честны, открыты и искренни, словом, они обладают всеми теми качествами, столь интересными для фотографа, которые давно уже утрачены большинством взрослых.
Слайд 29Жанровая фотография
В изобразительном искусстве термином «жанровая» пользовались ещё в XVII
в. Жанровая живопись характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни.
То, что ещё недавно считалось мелким и недостойным внимания фотографа, теперь самым тщательным образом запечатлевалось на снимках. Для того, чтобы «не спугнуть» участников реально происходящих сцен, авторы стали искать разные способы оставаться незаметными: использовали длиннофокусную оптику, снимали скрытой камерой и т. д.
Слайд 30"Бомжи. Горькая правда жизни..."
"Мечтатель ..."
И снова просят помощи в
метро....
Слайд 33Фотоснимки на спортивные темы
в основном относятся к жанровой фотографии, и только
некоторые из них, представляющие какое-то особо важное значение и выходящие за рамки собственно спортивных интересов, могут быть отнесены к жанру фоторепортажа.
Независимо от этого фотоснимок на спортивную тему имеет свои специфические особенности. Следует сказать, что наши фотомастера, работающие в этой области, много сделали, чтобы рассказать фотолюбителям об особенностях своей увлекательной профессии.
Фотографируя тот или иной вид спортивных состязаний, фотограф предварительно должен хорошо познакомиться с ним, уяснив все элементы или фазы движений спортсмена; предположить, каким будет наиболее напряжённый, кульминационный момент, самый эффектный, самый выразительный, и только после этого приступать к фотосъёмке.
Слайд 38заключение
Нельзя, однако, понимать такое деление на жанры чем-то застывшим и общепринятым,
так как насчитывается огромное количество смешанных форм, их переплетения, взаимопроникновения.
Можно классифицировать произведения фотоискусства по их познавательной ёмкости, то есть когда принципы сюжетно-тематического отбора имеют в своей основе не только качественные, но и количественные критерии. Действительно различия между одним фотоснимком и фотоочерком, между фотоочерком и тематическим альбомом определяется только объёмом осваиваемого жизненного материала, а круг изображаемых явлений, то есть тематика, может оставаться одной и той же.