Слайд 1
Древняя Греция
Гомеровский период
XI-VIII вв. до н.э.
Слайд 2
Словно как столб неподвижный, который стоит на кургане,
Мужа усопшего памятник или
жены именитой,
Так неподвижно они в колеснице
прекрасной стояли.
Гомер. Илиада
Слайд 3
После того как обладавшие железом и быстрой конницей дорийцы разрушили некогда
богатые и сильные города ахейцев, ослабевших в войне с Троей, на всей территории Балканского полуострова в течение нескольких веков (с XI по VIII в. до н. э.) царили весьма простые нравы и обычаи.
Слайд 4
Города опустели, люди, обмениваясь товарами, обитали в небольших деревнях и селах.
Жители их не возводили великолепных архитектурных сооружений, какие украшали некогда города ахейцев, не возникало более скульптуры, подобной монументальным Львиным воротам в Микенах.
Слайд 6У жителей многочисленных деревень существовали ремесла, и среди них ткачество, необходимое
для создания одежды, а также гончарное производство, обеспечивавшее население посудой, нередко расписанной различного рода узорами.
Слайд 7
Однако, что важнее всего, в ту эпоху был исключительно развит эпос
— устные сказания и легенды. Из села в село бродили певцы-аэды, которых приглашали на свадьбы, похороны, поминки и особо почитаемые праздники. Они пели свои песни о великих людях, живших ранее на их земле, о могучих городах, сильных и славных героях, победивших огромный город Трою.
Слайд 8
До сих пор полагают, что из этих песен позднее, возможно, в
VIII в. до н. э. слепой Гомер составил свои знаменитые поэмы—«Илиаду» (от названия города Илиона, или Трои) и «Одиссею» (по имени одного из ахейских царей, участвовавшего в походе на Трою).
Слайд 9
По имени Гомера период с XI по VIII в. до н.
э. называют гомеровским. В эпосе слепого поэта действуют не только значительные и сильные, но, более того, как бы огромные герои.
Слайд 10
Трудно представить себе Ахилла или Агамемнона воинами среднего роста. Фигуры их
видятся нам намного превосходящими обычного человека. И это не случайно.
Слайд 11
Греция в то время только начинала свой славный путь. Каменная архитектура,
монументальная скульптура, фресковая живопись не получили еще развития в ту эпоху патриархального быта, раздробленных мелких хозяйств и примитивной, начинавшей формироваться культуры.
Слайд 12
Конечно, у народов Балканского полуострова и в те годы существовала простейшая
архитектура. Люди жили под крышей, собирались для советов в помещениях, но недолговечный материал — сырцовый кирпич и дерево — не мог обеспечить сохранность зданий.
Слайд 13
Строки из гомеровских поэм дают возможность, хотя бы отдаленно, представить себе
характер построек того времени. Центром жилого комплекса обычно являлся двор:
Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другого В землю вколоченных кольев его окружал.
Слайд 14
Характер геометризированных узоров на стенах сосудов того периода позволил ученым назвать
стиль таких росписей геометрическим.
Слайд 15
Лучшие произведения датируются первой половиной VIII в. до н. э., во
второй же половине VIII в. можно заметить начало его увядания. Наибольшее количество памятников находят на Балканском полуострове и в Малой Азии, но известны также сосуды геометрического стиля, исполненные на Крите, Кипре и островах Эгейского моря.
Слайд 16
В то время возникали основные керамические формы. Повсеместно использовались своеобразные, обычно
зарывавшиеся в землю бочки из глины — пифосы, в которых хранили зерно и муку. В них могло помещаться большое количество зерна, порой сосуды эти поистине огромны.
Слайд 17
Не случайно возникла легенда о том, что знаменитый, пренебрегавший удобствами философ
Диоген жил в бочке.
Слайд 18
Для вина и оливкового масла употреблялись низкие или вытянутые вверх сосуды
с двумя вертикальными ручками — амфоры различных пропорций и форм. У ранних амфор геометрического стиля встречаются, правда, и горизонтальные ручки.
Слайд 19
Наряду с амфорами в обиходе греков существовали одноручные кувшины — ольпы,
а также эйнохои с тремя сливами.
Слайд 20
Для ношения воды использовались гидрии — кувшины с тремя ручками.
Слайд 21
Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов,
треугольников, квадратов, ромбов. В формах и рисунках ваз, возникших до IX в. до н. э., выступает несложность чувств и мышления создававших их людей. Простота эта, однако, не
воспринимается как примитив. В ней нет грубости и ограниченности, скорее, подчеркнут лаконизм художественных форм.
Слайд 22
С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными
становятся и сами керамические формы. В конце IX — начале VIII в. до н. э. появляются вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами.
Слайд 23
Кроме сосудов геометрического стиля, употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины,
которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была- дипилонская амфора VIII в. до н. э., найденная на некрополе Афин, около двойных ворот — Дипилона, давших название не только этому, но и многим другим памятникам той эпохи.
Слайд 24
Вместо двух вертикальных ручек по бокам у нее сделаны два небольших
горизонтально расположенных выступа.
Слайд 25
Среди скульптур геометрического стиля изделия крупных размеров неизвестны. В небольших же
фигурках не меньше своеобразия, чем в вазописи. Широко распространенные, изготовленные в глине и бронзе статуэтки крепились на крышках керамических и металлических сосудов, выполняя порой роль ручек. Мелкая пластика в таких случаях как бы украшала посуду..
Слайд 26
Уже в IX в. до н. э. создавались скульптурные изображения животных
— чаще всего лошадок.
Слайд 27
Геометрический стиль, по-своему выразительный, отличался большой условностью форм. Лишь во второй
половине VIII в. до н. э. обнаружились тенденции, которые свидетельствовали об отказе от строгих принципов геометрики и предельно лаконичных методов. Мастера начали показывать различные предметы, человека более объемными и живыми. В этом проявлялся отход от условности геометрики. Одновременно с формированием все более зрелых представлений о явлениях, мире возникла потребность в более подробном, чувственном изображении. От условных, геометризированных образов мастера переходили к полнокровным, жизненно конкретным.
В годы кризиса геометрики (конец VIII в. до н. э.) вырабатывался новый метод выражения человеческих чувств. Создавались предпосылки для рождения нового, архаического, этапа в эллинском искусстве (VII—VI вв. до н. э.).