Слайд 1«Одежда- жилище для души»
хакасский национальный костюм
Андреева Наталья Алексеевна ,
учитель искусства,
изо
МБОУ «СОШ№3»
Город Абакан
Слайд 2Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет
воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности.
Без личности нет народа,
как исторической личности…
И.П. Волков
Слайд 3Народный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс, впитавший за долгое
время своего развития различные моды предшественников.
Одежду хакасов (кип – азах – одежда, что означает жилище для души) можно рассматривать с трех сторон: она была неразрывно связана с практической деятельностью, с их эстетическими потребностями и религиозными верованиями.
Слайд 4Хакасское платье.
Длинное широкое платье когенек . Покрой: два полотнища ткани, сшитые вдоль, перегнутые
на плечах и спереди посередине прорезан ворот. Спинка собирается в густые сборки. Сборками собран весь верх переда платья, наплечья нашиты сверху на плечи, они, как правило, выполнены из более дорогой ткани, чаще всего, особенно в праздничном наряде, украшены вышивкой. Рукав широкий, верх его собран в густые сборки шитьем из разных ниток. В подмышках рукав собран и заканчивается широкими манжетами, где повторяется узор вышитых наплечьев. Такой свободный покрой с небольшими изменениями в длине, ширине, отделке в зависимости от назначения (праздничное, будничное, рабочее) повторяется на многочисленных хакасских когенеках. Оно шьется всегда из цельных вертикально расположенных полотнищ. А на платье шло 7-8 метров полотна.
Слайд 5Безрукавка – сигедек Для нее использовали шелк ярких цветов, иногда атлас, парчу, бархат . Подкладку
делали из шелка или сатина. Верх расшивали цветными шелковыми нитками, иногда использовали для этого золотую или серебряную канитель. В старину её надевали замужние женщины поверх халата и шубы.
Слайд 6Вышивка.
Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый
изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые "читались" как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными орнаментами.
Слайд 7Хакасский орнамент делится на растительный и геометрический. Для мужской одежды характерен
геометрический узор, а для женской- растительный В хакасской вышивке традиционно применяют 3 главных цвета. С красным цветом связывают мечты о тепле, радости и счастье. Это цвет огня, которому поклоняются хакасы. . Голубой - цвет воды, неба.
Зеленый - цвет растений. Орнамент вышивается на черном фоне - это означает землю, а на ней богатство растительного мира.
Слайд 8Мужская рубаха(коченек) свободного покроя, опоясывалась поясом. Изготавливалась рубаха из пестрого ситца.
Особенностями мужской рубахи являются четырехугольные наплечники, воротник отложной. Рукава делались с узкими обшлагами в виде конского копыта, которое как и наплечники шились из ткани другого цвета. Штаны шились из толстой ткани. Праздничные штаны украшались бархатным узором, вышивались шелковыми нитками и полосками цветной материи.
Слайд 9Зимняя одежда мужчин и женщин состояла из шуб, меховых головных уборов,
расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К мужским относились «ах тон», «кобicкек», «содан тон» и некоторые другие. К женским - «суу тон» (повседневная), «чаха» (доха), «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой), «хат эннiг тон» (наиболее нарядные и почетные), «идектiг тон» (обрядовая шуба свах).
Слайд 10Головные уборы хакасов, как мужские, так и женские, до середины XIX в.
были почти одинаковой формы. Шили их из овчины или мерлушки с широким околышем и остроконечной тульей.
Слайд 11Каждое изделие – это, во-первых, результат многолетней кропотливой работы, показатель мастерства
и материального благосостояния семьи, во-вторых, реликвия семьи, которое передавалось из поколения в поколение.
«Жилище для души» защищали от злых духов своеобразными оберегами.
Слайд 12Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки
присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.
Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедек – очищают душу.
Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.
Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.
Кисти на спинке шубы – корни предков.
Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.
Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья
Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.
Слайд 13Пого – оберег для души и сердца, нагрудное украшение - неотъемлемая часть
женского хакасского костюма
Слайд 14Пого вырезался из куска дубленой кожи, обшивался черным плисом или другим
материалом. Лицевая поверхность его сплошь унизывалась в виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными бусами и камнями. По внешней стороне края пого украшался бахромой из бисера. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относилось к одному из дорогостоящих украшений.
Пого надевали только на свадьбе поверх шубы или сигедека Его могли надевать сваха или невеста. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые надевают их на любой праздник.
Слайд 15Пальцы рук украшались серебряными кольцами (пурда) и перстнями (чустук).
Слайд 16Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь
в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Слайд 17 Литература
1. Абдина Р.П. Наименования традиционной хакасской одежды. –
Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова», 2011. – 32с.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.
– Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. – 87с.