Слайд 1Презентацию подготовила: Руденко И.Г.,
учитель МХК
Энергодарской ООШ №2
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
НА УРОКАХ МХК
Слайд 2Барон Мюнхгаузен (по В.Д.Шарко)
Цель: опровергнуть выдумку барона Мюнхгаузена, которую может заранее
придумать учитель, или же можно предложить ученикам выполнить это дома как домашнее задание на художественную тему.
Слайд 3Художественный крокодил (по В.Д.Шарко)
Целесообразно применять на уроках повторения и обобщения учебной
информации.
Ученики объединяются в несколько команд. Капитану каждой команды учитель шёпотом сообщает содержание задания (так, чтобы не слышали остальные участники): при помощи мимики и жестов продемонстрировать членам других команд исследование по теме, что изучалась ранее. Задание команды: угадать название исследования и продемонстрировать его на реальном оборудовании. Игра проходит с ограничением времени на выполнение операций.
Слайд 4Художественный пинг-понг
Применяется во время проверки домашнего задания.
К доске вызывают 2 учеников.
Они по очереди задают друг другу вопросы по теме домашнего задания, что подготовили накануне. Класс оценивает качество вопросов и ответов. Учитывается оригинальность, находчивость, юмор, основательность вопросов и ответов.
Можно пригласить несколько пар, как это происходит на обычных соревнованиях.
Слайд 5Ответ с рецензией
К доске вызывают ученика, который устно отвечает на вопрос.
Отдельным ученикам класса (можно по желанию) предлагается задание – написать рецензию на ответ по такой схеме:
- фундаментальность раскрытия содержания вопроса;
- полнота ответа;
- наличие интересных фактов;
- логичность размышлений;
- культура речи и т.д.
Ученики должны отметить неточности и ошибки, которые допустил докладчик во время ответа, и по возможности исправить их.
С целью внесения позитивных эмоций некоторым ученикам можно предложить написать рецензию с позиции психолога, врача «ухо-горло-нос», инопланетянина и т.д.
Слайд 6Комментатор
Проводится после изучения темы. Ученикам предлагается задание: воспроизвести содержание ранее
просмотренной киноленты, видеофильма; раскрыть содержание картинки или схемы; прокомментировать действия учителя во время выполнения задания. Учитель может приостановить комментарий одного ученика и предложить другому продолжить. Использование такой игровой ситуации способствует развитию памяти и внимания учеников.
Слайд 7Составление кроссворда
Этот достаточно известный и распространённый приём предназначен для отработки новых
понятий и повторения ранее изученных.
Возможны такие варианты организации деятельности учеников с кроссвордами:
- разгадать кроссворд, заполнив клетки;
- сформулировать вопросы к словам, которые предлагаются ученикам в заполненном кроссворде;
- заполнить кроссворд, в котором выделены определённые квадратики, из букв, которые отмечены в них, составить ключевое слово и раскрыть содержание понятия;
- составить кроссворд, используя понятия из темы, которую определяет учитель, и т.д.
Слайд 8Журналисты (по В.Д.Шарко)
Ученики объединяются в команды (по 4-5 человек). Это представители
определённого известного ученикам литературного издания (можно телепередачи). Необходимо в стиле этого издания (телепередачи) написать краткий очерк по теме. Интересно проходит урок, на котором предлагается выполнить это задание с позиций спортивного комментатора, ведущего политической телепередачи, врача, который ведёт телепередачу «Планета здоровья», редактора юмористического журнала «Ералаш», ведущего передач «В мире животных» или «Городок», участников команды КВН или «Караоке на майдане» и т.д.
Одним из вариантов проведения этой игры может быть предложение ученикам написать сочинение определённой формы. Это могут быть стихотворение, загадка, юмористический рассказ, анекдот, репортаж с места событий, передовица в серьёзную политическую газету.
Слайд 9Фантазёры
Этот приём можно рассматривать как отдельный случай «барона Мюнхгаузена», который заключается
в том, что ученикам предлагается подготовить домашнее задание в форме составления небольшого рассказа по теме, в котором специально допущено не менее чем 5 ошибок.
На уроке ученик перед классом читает своё произведение, а задача слушателей - заметить ошибки. Это может происходить после каждого выступления в устной форме, а можно предложить сделать это в письменной форме в тетради по каждому выступлению. Учитель собирает тетради на проверку и ставит оценки.
Слайд 10Спроси себя сам
Ученикам предлагается на уроке составить вопросы по содержанию домашнего
задания и ответить на них в течение фиксированного времени. Учитель оценивает умение учеников кратко и содержательно подобрать вопросы на заданную тему.
Слайд 11Всё наоборот (по В.Д.Шарко)
Игра заключается в моделировании ситуаций, которые происходят в
жизни не согласно с правилами, а вопреки им. Разработка таких ситуаций требует значительных затрат времени, поэтому лучше всего такое задание предлагать для домашнего выполнения.
Например:
Что происходило бы в мире, если бы действовали правила «художественного общения», выдуманные вами?
Какие изменения произошли бы в мире, если бы существовали разные художественные стили одновременно?
Как бы изменились картины известных художников, если бы они жили в ХХ веке?
Слайд 12Футбол
Используется для изучения и применения художественной терминологии. Один ученик бросает мячик
и произносит музыкальный, изобразительный термин. Тот, кто поймал мяч, возвращает его броском, одновременно добавляя столько слов, чтобы образовалась фраза с художественно-эстетическим смыслом.
Слайд 13Музей
Учеников объединяют в группы и предлагают им выбрать название зала в
музее, который они хотели бы оформить. Каждая группа после подбора экспонатов выбирает экскурсовода, который должен представлять его. Но форма презентации должна быть такой, чтобы объект описывался при помощи определённых деталей. Ученики должны догадаться, о чём идёт речь.
Целесообразно проводить после изучения определённого раздела.
Слайд 14Ипподром
Применяется во время изучения нового материала. Процесс изучения одновременно связан со
свободным перемещением детей по классной комнате.
Ученики объединяются в 2 группы – «жокеев» и «коней». Одни получают карточки с вопросами, а другие – с ответами.
Задание: каждому ученику необходимо найти свою пару, прочитав текст параграфа.
Слайд 15Цепочка
Могут быть разные типы «цепочек»: «цепь» мыслей, вопросов и ответов, стилей,
эпох, видов искусств. Они должны строиться таким образом, чтобы ответ на предыдущий вопрос был частью следующего вопроса.
Приём можно применять во время фронтального опроса, проверки качества усвоения нового материала, повторения материала, выполнения практических заданий, когда акцентируется внимание учеников.
Слайд 16Классная библиотека (по В.Д.Шарко)
Учитель приносит книжки, в которых приведены разные взгляды
относительно освещения новой темы. Ученикам предлагается книжка и краткая информация о том, что в ней излагается. По собственному желанию они выбирают себе литературный источник, знакомятся с текстом и сообщают по порядку, предусмотренным учителем.
Для ускорения работы учитель может сделать закладки, чтобы ученики не тратили время на поиск необходимой информации.
Слайд 17Машина времени
Этот приём позволяет совершить воображаемое путешествие во времени и исследовать
разные периоды развития искусства. Путешествие сопровождается созданием соответствующей обстановки с целью осознания уровня развития искусства, который был в определённое время. Задание: воспроизвести процедуру создания произведений искусства – способствует развитию воображения и фантазии учеников.
Слайд 18Адвокаты
Учитель излагает определённый материал и даёт ученикам задание: найти соответствия в
истории искусства, которые подтверждали бы мысли учителя или опровергали их.
Такое задание способствует развитию внимания и умения работать с разными источниками информации.
Слайд 19Шарабан (по В.Д.Шарко)
Проводится во время опроса или повторения материала. Игровая ситуация
является подобной игре в лото: из мешочка вытягивают кубик (или бумажку), на котором написана цифра, которая соответствует номеру вопроса. Учитель зачитывает вопрос, ученик отвечает на него и получает определённое количество плюсов, которые передаются следующему ученику, который будет отвечать на следующий вопрос. Такой опрос способствует не только развитию умения устно отвечать, но и быстро ориентироваться, подсчитывать плюсы и запоминать материал.
Слайд 20Аукцион
Этот приём применяется для проверки знаний. Ученики объединяются в команды -
советы. Если в классе 3 ряда парт, то таких команд будет 6. На столе – 6 карточек, на обороте которых написано (художественные понятия, названия произведений, примеры по изученной теме). Ученики с первых парт берут по одной карточке и таким образом получают задание для своей команды.
Задание: определить, к каким элементам художественных знаний принадлежит слово, раскрыть его смысл.
На доске записаны обобщённые планы ответов на каждый элемент знаний. Ученики по очереди раскрывают смысл каждого пункта плана.
Слайд 21Светофор (по В.Д.Шарко)
Каждый ученик получает 3 сигнальные карточки: красную, жёлтую, зелёную.
Учитель договаривается с учениками, что во всех вопросах тестового характера первый ответ обозначается красным цветом, второй – жёлтым, третий – зелёным. Ученикам предлагается изучить материал, выбрать ответы и по сигналу учителя поднять соответствующую карточку на первый вопрос, на второй и т.д.
Слайд 22Сюрприз
Идея сюрприза заключается в том, что после напряжённой работы с текстом
ученики тянут жребий (бумажки), на которых написано:
«учитель», что означает ответ учителю на вопросы по теме;
«товарищ» - ответ соседу по парте;
«сам» - самооценка;
«тест» - проверка при помощи теста;
«сюрприз» - оценка без ответа (можно отметить, на каком уровне).
Слайд 23Наведи порядок
Ученики получают карточки с написанными предложениями, в которых слова перепутаны.
Задание заключается в том, чтобы правильно построить предложение, которое сообщает об определённом виде искусства, его истории.
Слайд 24Извлеки лишнее
Ученикам предлагается перечень слов по определённой теме, среди которых встречаются
понятия, что не относятся к этой теме.
Задание: сделать смысловой анализ понятий и извлечь лишнее.
Слайд 25Найди ошибку (по В.Лизинскому)
Ученикам предлагается схема, рисунок или график, в которых
есть ошибки. Задание: найти ошибки.
Разнообразить этот приём можно путём приобщения учеников к домашней подготовке задания с ошибками, которые в классе будут решать другие ученики. Задание: «Кто больше спрячет ошибок?»; «Кто больше найдёт?»
Слайд 26Конкурс летописцев
После изучения определённой темы с целью повторения значительных и знаменательных
дат этого периода развития искусства предлагается создать летопись событий, отметив в ней дату, изобретение, автора, страну.
Можно предложить дополнительную литературу для того, чтобы расширить знания учеников по теме.
Летописи целесообразно собирать и хранить в кабинете в виде «Летописи художественных наук».
Слайд 27Рекламная кампания (по В.Д.Шарко)
После изучения темы ученикам предлагается принять участие в
конкурсе по созданию рекламного плаката по теме. Для этого целесообразно объединить учеников в несколько групп, обеспечить их необходимыми материалами и дать определённое время на изготовление рекламного плаката. Поскольку реклама может быть представлена в виде стихотворения, клипа, плаката и др., ученикам предоставляется право выбрать форму.
Слайд 28Далее, далее…
Приём заключается в приобщении учеников к поиску ответов на вопросы
и реализуется в форме соревнования: кто из участников даст больше правильных ответов на вопросы за фиксированное время (1 минута).