Слайд 1Архитектура России XVII века
Слайд 2Вступление
В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной
жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Она начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века , придают изразцы. Вторая половина XVII столетия стала золотым веком для каменного зодчества.
Слайд 3Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная
церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.
Слайд 4 В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного
элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы. Церковь находиться в Путинках.
Слайд 5Строить церковь начали местные прихожане, которые хотели удивить Москву небывалым богатством
и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Царь дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. Церковь Рождения Богородицы – последний шатровый храм Москвы. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле.
Слайд 6 Церковь Ильи Пророка
Редчайший памятник русского
искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века.
Слайд 7В архитектуре 17 века, в строительстве храмов применялся не только шатровый
архитектурный стиль, но и другие.
Популярны были бесстолпные кубические храмы (корабли).
В последней четверти 17 века в русской архитектуре получил большое распространение стиль – московское барокко. Иногда его называют «нарышкинское» барокко, такое название идет от фамилии главного заказчика, по-другому «Дивное узорочье». Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек. В этом архитектурном стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.
Слайд 8Колокольня Новодевичьего монастыря
Слайд 10Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом
дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма.
Слайд 11Церковь Троицы в Никитниках
Эта церковь считается эталоном московского узорочья середины XVII
в. Она выстроена ярославскими купцами в Китай-городе. Церковь послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII в.
В архитектурном плане церковь представляет собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Церковь пятиглавая, но из них 4 главы только декоративные.
Слайд 12 Теремной дворец
Теремной дворец Московского Кремля был построен в
1635-1636 гг. для царских детей. Стиль этого здания, богато украшенного белокаменной резьбой, представляет пёстрое смешение элементов итальянской, русской и восточной архитектуры. В его создании принимали участие Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Ушаков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком».
Слайд 13Дворец в Коломенском
Настоящим 8-ым чудом света русской архитектуры 17 века
стала постройка дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце было 270 комнат, около 3 тысяч окон. Построили дворец мастера русской архитектуры Семен Петров и Иван Михайлов. К сожалению, дворец не сохранился. По приказу Екатерины II, в середине 18 века, дворец разобрали из-за ветхости.