Слайд 1Преподавание изобразительного искусства в условиях ФГОС
детям с ОВЗ
Автор: учитель ИЗО,
ГБОУ
СОШ № 364
Делюкина Е.Б.
СПб 2017
Слайд 2Согласно Закону № 181-ФЗ
государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует
создание необходимых условий для его получения.
Поддержка направлена на:
Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучения детей ОВЗ
на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
интеграцию в общество.
Слайд 3Законодательная база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Слайд 4Особенности детей с ОВЗ
Для учащихся коррекционных классов с ОВЗ характерны свойства
психики, затрудняющие процесс обучения. Среди них: высокая отвлекаемость, нарушенная концентрация внимания, плохая память и др.
Однако дети с ОВЗ часто обнаруживают тонкое восприятие мира, нестандартное мышление и креативность.
Слайд 5Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Слайд 6Элементы занятия по ФГОС
Технологическая карта
Самонаблюдение («смайлики» - настроение)
Определение темы (наблюдение)
Целеполагание (самостоятельное
определение цели и задач)
Составление плана действий (алгоритма)
Смена видов деятельности (загадки, кроссворды, викторины и др.)
Рефлексия (подведение итогов)
Слайд 7Задачи творческого развития
- Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.
- Умение выражения
своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.
- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
Слайд 8Принципы обучения
Единства диагностики и коррекции;
Коррекционно-развивающие направленности образовательного процесса;
Индивидуализация обучения;
Комплексного воздействия на
развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств в личности, сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 9Для поддержания интереса ребенка к творчеству используются:
Нетрадиционные способы рисования
Необычные темы
Разнообразные форматы
Предпочтение
отдается выставкам, а не конкурсам (отсутствие соревнования и оценок, возможность продемонстрировать свою работу и увидеть работы других)
Расслабляющая фоновая музыка
Коллективная и индивидуальная работа (сборка панно из отдельных элементов)
Слайд 10«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и
передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
Слайд 11Нетрадиционные способы рисования
1. «РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ» Материал: карандаш, фломастер, бумага
2. «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»
Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
3. «МОНОТИПИЯ» Материал: краска, кисточка, бумага
4. «РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ»Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
5. «ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА». ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ Материал: краска, тарелочки, бумага
6. «КЛЯКСОГРАФИЯ.» РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ. Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
7. «МЯТАЯ БУМАГА» Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
8. «ГРАТТАЖ» Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка. , и т.д.
Слайд 129. «ТУШЬ, ВОДА». Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.
10. «РИСОВАНИЕ
СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ».Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.
11. РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
12. РИСОВАНИЕ ПЯТНОМ
Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы
13. РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка. И т.п.
Слайд 19Рисование линией
(компьютерная графика)
Слайд 37Рисование природными материалами
Слайд 39Нетрадиционные способы рисования могут применяться:
Коррекционное занятие
Внеурочная деятельность
Элемент урока
Слайд 40Ссылки
https://infourok.ru/osobennosti-adaptirovannoy-programmi-po-izo-dlya-rebenka-s-ovz-486426.html (рисунок настроения)
http://www.odevaika.ru/upload/medialibrary/e5b/e5bc89fdce01facbb32f3db72ea485a8.jpg (пузыри)
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_59424706d2773b221d021eaacbd78db8.jpg.jpg (ниткография)
http://cs32.babysfera.ru/7/0/a/8/704384.268716988.jpeg (линия на компьютере)
https://i.mycdn.me/image?id=839242625615&t=0&plc=WEB&tkn=*AmVHljw8Xp_BAIwA5zCvk12vCo0 (рисование ладошкой)
http://www.akademia-uspeha45.ru/img/upload/1/1321.jpg (линия)
http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/b82/b82d878398b386bb2679ed06ec86c12d.jpg
(рисунок музыки)
http://2.bp.blogspot.com/-fuJKxTKA73U/T8uGGX9utJI/AAAAAAAAAZE/7_3f4PXoL1E/s1600/IMG_1492.JPG (рисунок музыки1)
http://www.youloveit.ru/uploads/posts/2015-07/1437468171_youloveit_ru_risovanie_kraskami_i_kistochkami11.jpg (линия1)
https://interesnyimir.com/uploads/14/2013/01/31/f54ad7.jpg (линия2)
http://ic.pics.livejournal.com/master_2010/25386937/47186/47186_original.jpg (линия3)
http://www.youloveit.ru/uploads/posts/2015-07/1437468130_youloveit_ru_risovanie_kraskami_i_kistochkami06.jpg (линия4)
http://torange.biz/photo/32/32596/32596-FX-6-0-12-6-0-0.jpg (мелом на асфальте)
http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-326335-1431206802.jpg (осьминожки из ладошки)
http://mal-eg.ru/wp-content/uploads/2016/02/IMG_3803.jpg (осминожки из ладошки1)
http://pochemu4ka.ru/_ld/32/37702396.jpg (кляксография)
http://3.bp.blogspot.com/-DWvz4j4WhKk/TsIzou0pwOI/AAAAAAAAAPc/m8DOhrkSnm0/s1600/IMG_3419.JPG (кляксография1) http://cs411225.vk.me/v411225107/1d13/sY6g-xOFh2w.jpg (кляксография2)