Слайд 21. Какая связь между картиной Виктора Васнецова «Богатыри» и одним из русских
императоров династии Романовых?
В образе Ильи Муромца
изображен один из русских императоров династии Романовых.
Слайд 32. Кто из русских императоров династии Романовых изображен на картине Виктора
Васнецова «Богатыри» в образе Ильи Муромца?
1. Александр I
2. Александр II
3. Александр III
4. Николай I
5. Николай II
Слайд 4Композиционный прием «картина в картине» может выполнять различные задачи:
— быть деталью обстановки
(интерьера),
— разъяснять сюжет,
— выражать идею,
— противопоставлять (что-либо или кого-либо),
— создавать гармонию (чего-либо с чем-либо)...
Картина в картине
Слайд 53. Какое из этих произведений написано Федором Павловичем Решетниковым раньше ?(соцреализм)
«Опять
двойка»
«Прибыл на каникулы»
1948 г.
1952 г.
Слайд 6На стене — календарик с оттиском другой выдающейся картины Решетникова «Прибыл
на каникулы» (за это произведение вкупе с другим, не менее выдающимся — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», — он получил одну из своих Сталинских премий второй степени в 1949 год) — и это тоже укор несчастному человеку с двойкой, потому что герой картины «Прибыл на каникулы» — явно отличник, не знающий никаких компромиссов с совестью и мук несоответствий с окружающим миром.
Картина в картине
Слайд 71-й вариант картины «Опять двойка»
На первом варианте изображен ученик на школьном
уроке, понуро повесивший голову. Над ним стоит учительница. Когда картина была уже готова, плохую отметку неожиданно принесла дочь самого художника, и, увидев выражение ее лица, он понял – показывать двоечника нужно в семье. На первых эскизах нового сюжета присутствовали два персонажа, потом их стало три, затем четыре. Собака, выбранная для позирования, никак не становилась на задние лапы, и с ней пришлось повозиться.
Прототипом двоечника стал вратарь дворовой футбольной команды, не отказавшийся позировать. Правда, Федор Павлович не признался ему, что напишет с него двоечника.
У картины есть и продолжение – «Переэкзаменовка» (1954 г.). На ней изображен тот же мальчуган, только в сельском доме, вместо каникул зубрящий уроки. Под ногами вновь пес, правда, уже другой, а в окне – лица ребят, зовущих своего дружка погулять. Сейчас знаменитое полотно обрело вторую жизнь – его вовсю используют в качестве политических карикатур.
Слайд 9И.Е.Репин «Не ждали»
Художник изобразил неожиданное возвращение в родной дом из ссылки
дорогого для всех членов семьи — матери, жены, детей — человека. На стене, над роялем, висят портреты борцов за народное счастье Некрасова и Шевченко, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейнбена «Голгофа». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции того времени. На картине «Не ждали» и портреты, и гравюра — это детали обстановки, имеющие разъясняющее сюжет значение: они подсказывают причину долгого отсутствия главы семьи, говорят о его трудной стезе...
Слайд 10Аристарх Васильевич Лентулов в своей картине «Овощи»
А.В .Лентулов тоже прибегает к
оригинальному решению: он соединяет натюрморт с пейзажем. Тем самым обыкновенные овощи: капуста, баклажаны, перец — приобретают особую значительность и полнокровность, как бы включаясь в общую жизнь залитой солнцем природы.
Слайд 11Юрий Пименов «Воспоминание о военном пайковом хлебе» 1962 г.
В 1962-1963
гг. Ю.Пименов пишет картину
« Воспоминание о военном пайковом хлебе». Память о тяжелых военных годах и современная действительность.
Слайд 12Иван Иванович Фирсов
(1733 г.- не ранее 1785 г.)
.
Картина Ивана Фирсова
«Юный живописец» - одно из первых произведений русской жанровой живописи
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.
Примечательна и загроможденность сцены предметами и фигурами: картины и скульптуры теснятся слева, чтобы оставить место для девочки с матерью, мольберт заслоняет от художника его модель. Свободного пространства, интерьера, в котором заключается душа бытового жанра, здесь почти не остается...
И все же частная жизнь у домашнего очага впервые в русской живописи появляется на этой картине.
Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова, подобно той единственной ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в России — время еще не пришло..
Слайд 13Илья Глазунов « Вечная Россия» 1988 г.
Это полотно И. Глазунов
посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные
рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия ,крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, композиторов ,создававших, возвышавших и защищавших Россию.
Слайд 14Гаврилов Владимир Николаевич
Произведение Гаврилова — не просто портрет, а портрет-картина.
Суриков изображен
в ней на фоне своего еще неоконченного полотна «Боярыня Морозова». Он сидит с кистью в руке, глубоко задумавшись. Художнику хорошо знакомо подобное состояние внутреннего «вынашивания» картины, когда она неотступно стоит перед его умственным взором и безраздельно владеет им.
Вероятно, и Гаврилов не раз задумывался о том, как бы попроще, подоходчивее изобразить гениального русского живописца, воспевшего в своих творениях величие и мощь родного народа. Образ великого русского художника исполнен большого внутреннего содержания.
Автор картины сумел вложить в него то главное, что должно составлять основу реалистического искусства — глубину и жизненную правдивость выражения мыслей и чувств человека.
«В.И.Суриков»
Слайд 15Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой был в духе Василия
Сурикова. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф.П. Морозова завладела всеми его помыслами. У В. Сурикова была единственная цель - показать свою героиню не затерянной в толпе, а с предельной художественной убедительностью выделить сильные черты ее характера.
.
В.И. Суриков «Боярыня Морозова» 1887 г.
• В картине Сурикова «Боярыня Морозова» есть произведение культовой живописи — икона Владимирской Богоматери.
С какой целью это сделал художник, мы можем только предполагать:
— чтобы зритель смог определить место, где происходит действие (Морозову провозят около Чудова монастыря);
— создать колорит эпохи (иконы — атрибут того времени, XVIII в.);
— подчеркнуть, что сюжет картины затрагивает вопросы церкви, религии, веры;
— показать отношение к личности и поступку боярыни Морозовой (теплое сияние иконы воспринимается как благословение на подвиг духа или как несогласие с ней, укор).
Слайд 16Эдуард Мане «Лодка-мастерская Клода Моне»
Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина
«Лодка-мастерская Клода Моне» (1874), Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.
Слайд 17Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919 ).
«Клод Моне работающий в своем
саду»
"... Трудно определить с точностью жанр картины Ренуара "Моне, работающий в своем саду" (1873). Это и портрет, так как перед нами в правой части картины написан в рост Клод Моне перед мольбертом. Это и пейзаж, так как за садом открывается панорама тихого городка с невысокими двухэтажными домами и покрытым облаками голубым небом. Все это вместе и составляет портрет, который выходит за привычные жанровые рамки и превращается в особую портретную композицию, составленную из многих элементов, которые соединяясь в нашем восприятии, в конце концов, наиболее полно обрисовывают характер и склонности портретируемого.
Слайд 18Интересной и творческой всем работы!!