Слайд 1«Пейзаж в литературе,
музыке, живописи»
Подготовила:
учитель МХК
Найдёнова Вера Владимировна
Слайд 2
Глава 1.
ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 3Пейзаж в литературе…
А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого
по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.
Слайд 4Пейзаж в литературе
Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении
картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И. Бунин
Слайд 5Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пейзаж в литературе…
А.С.Пушкин. «Зимние утро»
Слайд 6М.Ю.Лермонтова
«На севере диком стоит одиноко»
На севере диком стоит одиноко
На голой
вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Слайд 7Знаменитая работа «На севере диком» Шишкина была создана в 1890 году
и является художественным воплощением мотива одиночества, воспетого Лермонтовым в поэтическом произведении «Сосна». Она имеет некоторое сходство с романтической живописью Куинджи, с которым автор в то время поддерживал дружеские отношения.
Слайд 8Пейзаж в литературе…
.
В русской литературе почти нет произведений, в которых
отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему
Слайд 9Пейзаж в литературе…
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть
в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.
Слайд 10Глава 2.
ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения» ,
в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полного жизни». (И.В.Гёте)
Слайд 11Пейзаж в музыке…
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки
и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобра-зительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века.
”Чайковский “Времена года”
Апрель 'Подснежник'
Слайд 12ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях
живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Слайд 13Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам. В их творчестве широкое развитие
получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.
Импрессионизм (от фр. impression– впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX– начале XX века.
Слайд 14ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех
средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Лунный свет», «Шаги на снегу», «Туманы» (это всё названия прелюдий французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси), а также «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы Мориса Равеля), «Ночи в садах Испании» М.де Фалья, «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д.Малипьеро) и т.д.
Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу.
Слайд 15ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…
Таким образом - художники и композиторы-импрессионисты стремились выразить изменчивую
игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолётные настроения. Их музыкальные произведения и картины отличаются особой красочностью и колористичностью.
Слайд 17Пейзаж в живописи…
Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства;
представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности.
Слайд 18Пейзаж в живописи…
Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес
художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.
Слайд 19Пейзаж в живописи…
В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для
своих картин. На основе художественных принципов греко-римского классицизма выросло новое направление живописи, отражавшее мир природы. В импрессионизме и последующих на правлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов.
Слайд 20Эпоха Возрождения началась в Италии XIV века, и оказала огромное влияние
на европейскую культуру. Интеллектуальный и художественный расцвет выражался в литературе, скульптуре и конечное же, живописи. Ренессанс оставил после себя богатейшее наследие — множество шедевров изобразительного искусства, которые сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. Вот самые известные картины эпохи Возрождения.
Пейзаж в живописи…
Слайд 21Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда)
Пейзаж в живописи…
Слайд 22Пейзаж в живописи…
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
Слайд 23Пейзаж в живописи…
«Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти
Слайд 24Вывод: пейзаж – жанр не только изобразительного искусства, но и музыкального,
литературного. Это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников, писателей и музыкантов