Слайд 1Пермская деревянная скульптура
Слайд 2Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги" - это поистине уникальная коллекция,
не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен.
Слайд 3Христос в темнице, ХVIII в.
120x42x55
Дерево (сосна), левкас, темпера.
Круглая
скульптура.
Слайд 4Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому
они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, "деревянные боги" на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.
Слайд 6Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность,
высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.
Слайд 8Однако в истории осталось, например,
имя крестьянина из деревни Габова
(ныне
Карагайский район) Никона Кирьянова
. Для деревенской часовни он вырезал
примерно 500 деревянных скульптур,
создав наивный по форме, но высокий по
духовному содержанию ансамбль.
Выделяется также "шакшерская школа”
(конец ХVIII - первая половина ХIХ века),
характерная для чердынских
поселений.
Ее образцы отличаются как бы гофрированными
поверхностями.
Слайд 9В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих
из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).
Слайд 10«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года
организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.
После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание "пермские боги". В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII—XX веков.
Слайд 11Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное
лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием.
Слайд 13Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь,
нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".
Слайд 14Фрагменты распятия. Богородица, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Сотник Лонгин
Слайд 15Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в
небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке — скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения — унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.
Слайд 17Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет
вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду — синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".
Слайд 19Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не
может не вызвать улыбку — Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса. Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке — его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.
Слайд 20
Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной
и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях — по всей видимости, другие были уничтожены.
Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях — по всей видимости, другие были уничтожены.
"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа — от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.
Слайд 22Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко
отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.
Слайд 23Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа
(крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.
Слайд 26Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом,
проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.
Слайд 27Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны.
В описи коллекции написано, что "резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития."
Слайд 28По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в
1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.
Слайд 29Николай Чудотворец
Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского — у него
нет в руках меча и храма.
Слайд 30Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) — одни из
самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской
Слайд 31Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча
Чердынского района
Слайд 32Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной
и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде
Слайд 40Ангел, ХVIII в.
Дерево (сосна), левкас,
темпера, позолота.
Слайд 42Херувим, ХIХ в.
36x44x18,
Дерево (береза),
левкас, темпера.
Круглая скульптура
Слайд 43Снятие со креста
1 пол. ХIХ в.,
82x71х4,
Дерево (сосна), левкас,
темпера, позолота.
Слайд 44Царские врата, ХVIII в.,
211x119x10,
Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.
Барельеф
Слайд 451685. Икона "Тайная вечеря" Симон Ушаков
Слайд 47Александр Невский,
Невьянская икона 19 века
Слайд 48Древнепермская азбука Стефана Пермского
Слайд 51Пермская деревянная скульптура наряду с Пермским звериным стилем и Пермским периодом
является одним из трех основных исторических брендов Прикамья