Презентация, доклад на тему Парсуна

Содержание

Вопросы для изучения :Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр?Любимый портретист Петра Великого.Три знаменитых художника XVIII века.

Слайд 1Особенности развития русской портретной живописи
От парсуны до портрета

Особенности развития русской портретной живописиОт парсуны до портрета

Слайд 2Вопросы для изучения :
Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл

портретный жанр?

Любимый портретист Петра Великого.

Три знаменитых художника XVIII века.

Вопросы для изучения	:Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр?Любимый портретист Петра Великого.Три знаменитых

Слайд 3Цель
Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века.

Задача
Познакомиться

с творчеством выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.


Цель		 Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века. Задача		Познакомиться с творчеством выдающихся художников XVIII века

Слайд 4Парсуна XVII век
Кн. М.В.Скопин- Шуйский 1620-1630. неизвестный художник.
В

ней портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного.
Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне.

Патриарх Никон, парсуна XVII в

Парсуна XVII векКн. М.В.Скопин- Шуйский 1620-1630.    неизвестный художник.В ней портретное сходство передается весьма условно,

Слайд 5Парсуна – первый светский портрет.
Парсуна появляется в переходный период русской истории,

в к.16 – 17 вв. во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов.
Парсуны сочетают черты иконописи и приемы новой живописи.

Парсуна Иоанна Грозного

Федор Иванович.Парсуна 16 в.

Парсуна – первый светский портрет.Парсуна появляется в переходный период русской истории,    в к.16 –

Слайд 6Парсуна
“Парсуна” —

искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической

образной трактовкой. При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.


Иоанн Грозный.
Парсуна. XVII-XVIII вв.

Парсуна“Парсуна” — искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.

Слайд 7По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются

от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.

Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

Михаил Скопин-Шуйский, парсуна 1650.

По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках

Слайд 8«Портрет царицы Марфы Матвеевны»

представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.

Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.

Царь Михаил Федорович. Парсуна

«Портрет царицы      Марфы Матвеевны»   представляет собой парсуну

Слайд 9Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е

гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Ермак. Парсуна XVIII в.

Патриарх Никон, парсуна XVII в.

Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны

Слайд 10Фронтальность фигуры, плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях,

связывающих его с приемами древнерусской живописи.
Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения.
Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.
Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой.

Портрет Якова Федоровича Тургенева Не позднее 1695. Неизвестный художник конца 17 в. 

Фронтальность фигуры, плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи.

Слайд 11 Во II пол. XVII в.парсуна часто пишется на холсте в

технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Лица людей, изображенных
на парсунах, объемны,
а одежда плоскостная.
Парсунам свойственны
черты парадного портрета.

Царь Алексей Михайлович
Парсуна XVII в

Л.К.Нарышкин.Школа Оружейной палаты. Неизвестный художник II пол. 17 века

Во II пол. XVII в.парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения

Слайд 12 « Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было

появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой».

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь

« Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область

Слайд 13 Русское светское

искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII в., когда реформы Петра I захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.
Русское        светское искусство    с понятием

Слайд 14Роль петровских реформ в истории культуры России
Два противоположных понимания
роли петровских

реформ

Ряд благотворных
изменений,
которые сделали
Россию
равноправной
европейской державой:
армия, флот,
военные победы,
университеты,
европейская одежда
и этикет.

Насильственные
преобразования, нарушившие
естественный ход развития
России:
Падение уровня жизни и
грамотности;
Невостребованность изменений;
Долгий период нелегитимной
власти;
Размежевание дворянства
и народа как носителей разных
культур.

Роль петровских реформ в истории культуры РоссииДва противоположных понимания роли петровских реформРяд благотворных изменений,   которые

Слайд 15Но современная наука более склоняется к признанию важнейшей роли петровских преобразований.
Россия

перенимала,
осваивала и перерабатывала
опыт Западной Европы
через:

Приобретение
за границей
произведений искусства,
науки, техники

Обучение за границей
своих специалистов
за государственный счет

Привлечение
иностранных
специалистов

Но современная наука более склоняется к признанию важнейшей роли петровских преобразований.Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт Западной

Слайд 16Особенности русской культуры I пол. XVIII в.


Быстрый темп развития (за 50

лет сделано
то, что в европейских странах заняло 200-300).
2.Искусство становится светским и
общегосударственным.
3.Возрастание воспитательной роли искусства.

Но

1.Появляются такие элементы культуры,
для восприятия которых зритель не подготовлен.
2.Разрушается прежнее представление о красоте
и древний канон.
3.Художник старого типа начинает восприниматься
как неумелый, неграмотный.

Особенности русской культуры  I пол. XVIII в.Быстрый темп развития (за 50 лет сделано

Слайд 17
Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья

и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10-е гг. XVIII века, когда Иван Никитич Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты.
Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета

Слайд 18 Иван Никитич Никитин (1680-1742)


«персонных дел мастер»,
любимый художник Петра I,
предмет его патриотической гордости перед иностранцами,«дабы знали,
что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

Иван Никитич Никитин (1680-1742)            «персонных

Слайд 19О жизни Ивана Никитина известно очень мало.

Он родился ок.1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Екатерина I, 1717 г.

О жизни Ивана Никитина известно очень мало.      Он родился ок.1690 года в

Слайд 20В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия.

Их отличает : жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

Портрет цесаревны Анны Петровны

Портрет царевны Натальи Алексеевны

В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия.   Их отличает : жесткое

Слайд 21 В 1716—1719 гг.
Никитин — пенсионер Петра I

в Италии, где он учился во Флорентийской академии.
В 1720 г художник возвратился в Петербург.
Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Несомненно, его рисунок стал изощреннее.
Художник освободился от скованности, свойственной парсунной русской живописи.
Но понимание задач искусства, взгляд на человека у Никитина не изменились.

Портрет барона С. Г. Строганова.

В 1716—1719 гг. Никитин — пенсионер Петра I в Италии, где он учился во

Слайд 22Портрет графа Г.И. Головкина.

1720-е гг. Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея,

Никитин сохранил главные свои особенности:
общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

Портрет графа Г.И. Головкина.        1720-е гг.  Холст, масло. 90,9

Слайд 23Царь наградил его званием
«персонных дел мастера».
И подарил

дом недалеко от Зимнего дворца.

Иван Никитин был единственным кому дозволено было рисовать царя «с живства», то есть с натуры.

НИКИТИН И. Н. Портрет Петра I. 1717.

Петр I на смертном ложе.

Царь наградил его званием «персонных дел мастера».   И подарил дом недалеко  от Зимнего дворца.Иван

Слайд 24Вершиной творчества Никитина стал
«Портрет напольного гетмана» 1720 г. – боевого

соратника Петра I.
Гетман изображен в пронизанной светом среде. Верхний источник света подчеркивает его открытый высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица.


Вершиной творчества Никитина стал «Портрет напольного гетмана» 1720 г. – боевого соратника Петра I.Гетман изображен в пронизанной

Слайд 25В августе 1732 г. Никитин был арестован в Петербурге за хранение

тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости 5 лет.

Петр I на смертном ложе 1725 г...

В ноябре 1737 г. по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом».
В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.

В августе 1732 г. Никитин был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича.

Слайд 26Живопись послепетровской эпохи.
Овладение приемами прямой перспективы взамен обратной, принятой

в иконописи.
Передача глубины пространства.
Анатомическая правильность фигур.

Складывается искусство станковой картины

Живопись послепетровской эпохи.Овладение приемами прямой перспективы взамен обратной,   принятой в иконописи. Передача глубины пространства.Анатомическая правильность

Слайд 27Живопись послепетровской эпохи
Передача объема при помощи светотени – различных оттенков от

темного к светлому.

И.Аргунов. Портрет Хрипуновой,

Петр I, портрет неизвестного художника.

Живопись послепетровской эпохиПередача объема при помощи светотени – различных оттенков от темного к светлому.И.Аргунов. Портрет Хрипуновой, Петр

Слайд 28Использование техники масляной живописи.
Способность передавать фактуру: мех, шелк, кожу и т.д.
И.П.

Аргунов. Портрет калмычки Аннушки
 

И.П. Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына.

Использование техники масляной живописи.Способность передавать фактуру: мех, шелк, кожу и т.д.И.П. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки И.П. Аргунов. Портрет

Слайд 29Европейская система
видов и жанров живописи.
Аллегорические и мифологические сюжеты.
А.Антропов.

Парадный портрет Петра I.
Европейская система  видов и жанров живописи.Аллегорические и мифологические сюжеты.А.Антропов.

Слайд 30Появление парадного и камерного портрета.
Парадный портрет
Камерный портрет

Появление парадного и камерного портрета.Парадный портретКамерный портрет

Слайд 31В парадном портрете подчеркивается статус человека, его положение в обществе;
Портрет в

рост или поколенный;
Обязательны атрибуты статуса (ордена, атрибуты власти и занятий человека);
Одежда нарядная, изображена тщательно и подробно;
Образ идеализируется;
Индивидуальные черты не передаются.

А.Антропов Портрет имп. Екатерины II 1766

В парадном портрете подчеркивается статус человека, его положение в обществе;Портрет в рост или поколенный;Обязательны атрибуты статуса (ордена,

Слайд 32В камерном портрете главное – личность и индивидуальность человека
Наибольшее внимание –

на лицо и руки
Одежда повседневная, изображается обобщенно
Фон нейтральный
Погрудное изображение, иногда круглая или овальная форма картины.

И.Никитин Портрет Петра I.

В камерном портрете главное – личность и индивидуальность человекаНаибольшее внимание –

Слайд 33В русской живописи распространяются полупарадные портреты, сочетающие черты парадного и камерного.
Ф.Рокотов.

Портрет императора Павла в детстве.

Боровиковский Екатерина II в Царском селе

В русской живописи распространяются полупарадные портреты, сочетающие черты парадного и камерного.Ф.Рокотов. Портрет императора Павла в детстве.Боровиковский Екатерина

Слайд 34 С ранним периодом развития русского портретного

искусства связаны имена А.М. Матвеева, А.П. Антропова и И.П. Аргунова.
С ранним периодом развития русского портретного        искусства связаны имена

Слайд 35Андре́й Матве́евич Матве́ев 1701, место рождения неизвестно − 1739, Петербург  один из

основателей портретного жанра.

Матвеев А. М. Автопортрет с женой. 1729.

Андре́й Матве́евич Матве́ев  1701, место рождения неизвестно − 1739, Петербург  один из основателей портретного жанра.Матвеев А.

Слайд 36Обучался в Антверпенской академии художеств (1723—1727).

В 1727 возвращается в Россию и начинает работать в Живописной команде Канцелярии от строений. С 1731 возглавляет данную команду.


А.М.Матвеев. Портрет кн.Ивана Алексеевича Голицына.

Обучался в Антверпенской академии художеств (1723—1727).          В 1727

Слайд 37Аллегория живописи
1725г
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит

Екатерине 1 «Аллегорию живописи» , исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Начинающий художник изобразил императрицу в виде Минервы, возлежащей на облаках, которая благожелательно и заинтересованно взирает на уверенно рисующую у мольберта Живопись. «В ней выражена надежда на будущее русской культуры».
Аллегория живописи1725гВыражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» , исполненную

Слайд 38Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795)
Русский живописец, представитель стиля барокко, один из

первых в стране художников, начавших писать светские портреты.

Автопортрет, 1784 г.

Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795)Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших

Слайд 39А. П. Антропов родился в семье

«слесарного мастера» Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.

Портрет А.М. Измайловой.

А. П. Антропов родился в семье          «слесарного мастера»

Слайд 40Портрет Петра III, 1762 г.

Холст, масло. 139 х 106,5

Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».

Портрет Екатерины II. 1766.

Портрет Петра III, 1762 г.       Холст, масло. 139 х 106,5

Слайд 41Учился Алексей Петрович у придворного живописца Луи Каравакка, а также у

А. Матвеева и М. Захарова.

В портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций
к. XVII- н. XVIII вв. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в.

Учился Алексей Петрович у придворного живописца Луи Каравакка, а также у А. Матвеева и М. Захарова. В

Слайд 42Расцвет его творчества приходится на 60-е гг.
Портрет

Екатерины Алексеевны
Расцвет его творчества приходится на 60-е гг.   Портрет

Слайд 43Портрет архитектора Бартоломео Ф.

Растрелли

В 1752 г. он получает заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного, построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли.
Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» .

Портрет архитектора        Бартоломео Ф. Растрелли В 1752 г. он получает

Слайд 44В 1789 г.художник передает свой дом Приказу Общественного призрения для устройства

в нем народного училища.


Его учениками были П.С.Дрождин и Д. Г. Левицкий. Мастер передавал своим им прежде всего преданность натурной правде.

Портрет
М.А. Румянцевой.1764г.

В 1789 г.художник передает свой дом Приказу Общественного призрения для устройства в нем народного училища.Его учениками были

Слайд 45Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в

Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты.

Портрет архиепископа Санкт-Петербургского и Ревельского, архимандрита Александро - Невской лавры Гавриила Петрова.

В последний период А. П. Антропов все меньше создает портретов с натуры, но создает много икон.

Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в

Слайд 46Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802)

.

И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского; в 1743 г. он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.

Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.

Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802)           .И.

Слайд 47В его работах отражаются традиции европейского портрета и
русской иконописной манеры,

что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.

Екатерина II

В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и

Слайд 48Аргунов владел 
западноевропейской манерой живописи и в своих работах

гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью.

Портрет А.А.Лазаревой

Аргунов владел   западноевропейской манерой живописи  и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно

Слайд 49Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.

Был управителем домов (фактически дворцов)
П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Портрет П. Б. Шереметьева 1760 г.

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.        Был

Слайд 50Уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно

к нему в мастерскую направляются учениками А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.

Портрет кн.
Е. А. Лобановой-Ростовской,
1754 г.

Некоторая жесткость в исполнении в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету княгини своеобразную хрупкую прелесть.

Портрет кн. И. И. Лобанова-Ростовцева. 1750 г.

Уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками

Слайд 51Аргунов сохраняет приверженность к точному и ясному рисунку,

изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Аргунов сохраняет приверженность к точному и ясному рисунку,       изысканно-сдержанному колориту и

Слайд 52В 1770 — 80-е гг. он пишет мало, но именно в

это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.

Портрет Т. А. Ветошниковой. 1786

В 1770 — 80-е гг. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли

Слайд 53 В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых.


В Москве он совсем не работает как художник.
Занимается хозяйственными делами.
Обучает своих сыновей.
Павел- архитектор, Николай , Яков -живописцы .
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Портрет B. П. Шереметьевой 1768 г.

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых.

Слайд 54Русская портретная живопись XVIII века за короткий срок не только освоила

европейское художественное наследие, но и приобрела национальные черты.

Левицкий Д.Портрет священника.

Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком

Русская портретная живопись XVIII века за короткий срок не только освоила европейское художественное наследие, но и

Слайд 55
Жанр портрета становится необыкновенно популярным в русском искусстве конца XVIII

в.
Это подтверждает и широкое распространение провинциального портрета.
Как правило, их заказчиками были представители небогатого дворянства и купечества, а иногда и знатные вельможи.
Зачастую провинциальные художники копировали существующие образцы, повторяли приемы, разработанные столичной школой.
Жанр портрета становится необыкновенно популярным в русском искусстве конца XVIII в. Это подтверждает и широкое распространение

Слайд 56Вывод:
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями

в области искусства.
Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения.
Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
Вывод:XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая

Слайд 57Шедевры русских портретистов.
Шедевры русских портретистов.

Шедевры русских портретистов.Шедевры русских портретистов.

Слайд 58 Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из

представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений.

Портрет М. С. Бегичева

Он относится к числу редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность -с непосредственностью восприятия.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761) Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле

Слайд 59Сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной

фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона,придает портретам Вишнякова особую прелесть.

Портрет С.С.Яковлевой

Сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще

Слайд 60Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором

Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего, Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.

Вознесение

Рождество Богоматери

Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках,

Слайд 61 В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства

(в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.

Портрет Василия Дарагана . 1745г,

Портрет Ф.Н.Голицына в детстве

В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства      (в

Слайд 62Тело и фон для него — это не характеристика человека, он

пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично.

Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа.

Внутренний мир человека царствует над нарочитой скованностью фигуры.

Девочка с птичкой

Тело и фон для него — это не характеристика человека, он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и

Слайд 63И если бы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на

тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в».

Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
Ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г

И если бы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный

Слайд 64Во второй половине XIII века в живописи русских мастеров появились новые

жанры: бытовой; исторический; пейзажный.

Самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.

Во второй половине XIII века в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой; исторический; пейзажный.Самые значительные произведения

Слайд 65Федор Степанович Рокотов- один из самых изысканных и тонких живописцев в европейском

искусстве XIII века.

Его главная заслуга – создание интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.

Портрет В.Я. Новосильцевой

Ф. С. Рокотов. 1735(6)–1808

Федор Степанович Рокотов- один из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XIII века.Его главная заслуга

Слайд 66В его произведениях необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов.

Портрет неизвестной

в розовом платье.1770г
В его произведениях необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов. Портрет неизвестной

Слайд 67Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской. 1772 г.
О ней.

Говорили : «Ангел, сошедший на землю»

Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли во младенчестве. Она пережила своего мужа-поэта на 43 года .
Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.

Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил, Давно б внутрь сердца
он тебе сей храм построил, И в жертву б он себя К тебе и сердце б нес. Достойна ты себя,
Сапфира!.. и небес. Почтить твои красы, как смертный, я немею, Теряюсь я в тебе?.. Тобой я пламенею.

Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской. 1772 г.О ней. Говорили : «Ангел, сошедший на землю»

Слайд 68В портретах Рокотова всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность,

которая открывает простор воображению.

«Портрет неизвестного в треуголке»

«Портрет Орловой»

В портретах Рокотова всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению.«Портрет неизвестного в

Слайд 69Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций.

Портрет А. Г.Бобринского

в детстве.
Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций.Портрет А. Г.Бобринского в детстве.

Слайд 70Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры

(вероятно, в Москве, в 1765 г.).
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».

Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе

Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г.).

Слайд 71В историю мировой живописи рокотов вошел и как блестящий мастер светотени

и колорита.

Портрет неизвестной.

В историю мировой живописи рокотов вошел и как блестящий мастер светотени и колорита.Портрет неизвестной.

Слайд 72В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от

утончённости рококо к ясности и строгости классицизма

Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми гг..

Портрет неизвестной в белом чепце. 1790-е гг.

Портрет Гр. Е.А.Мусиной-Пушкиной

В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости

Слайд 73Творчество Рокотова составило целый этап в истории русской портретной живописи.

На

первый план художник выдвигал свойства личности, имеющие общечеловеческую ценность.
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное..
Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище.
Поэтому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова.

Художник скончался в Москве 12 декабря 1808 года.
Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.

Творчество Рокотова составило целый этап в истории русской портретной живописи. На первый план художник выдвигал свойства личности,

Слайд 74Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 –1822гг.)
С одинаковым мастерством работал в жанре парадного

и камерного портретов. Создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников.
Свободно владел живописным мастерством, хорошо усвоил художественные приемы создания образов, искал новые пути для передачи внутреннего мира героев.

автопортрет

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 –1822гг.)С одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портретов. Создавал костюмированные, детские

Слайд 75Умел мастерски передавать материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой

парчи, легких, воздушных кружев.

Портрет графини Урсулы Мнишек.

Умел мастерски передавать материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой парчи, легких, воздушных кружев.Портрет графини Урсулы

Слайд 76В парадных портретах каждая деталь содержала красноречивый намек на действительные или

мнимые заслуги портретируемой особы.

Портрет Екатерины II.

В парадных портретах каждая деталь содержала красноречивый намек на действительные или мнимые заслуги портретируемой особы.Портрет Екатерины II.

Слайд 77 «Портрет П.А.Демидова» 1773г.- лучшее художественное

достижение Левицкого.

«Портрет   П.А.Демидова»    1773г.- лучшее художественное     достижение Левицкого.

Слайд 78Вершиной его творчества стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Портрет

Е.И.Нелидовой

Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Вершиной его творчества стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.Портрет Е.И.НелидовойПортрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Слайд 79Сотни картин были созданы Левицким в течение жизни, в каждой из

них зримо воплощен облик людей XIII века.

Портрет графини А.С.Протасовой

Портрет А.А. Воронцовой в детстве

Портрет дочери

Сотни картин были созданы Левицким в течение жизни, в каждой из них зримо воплощен облик людей XIII

Слайд 80 Владимир Лукич Боровиковский 1757- 1825 гг. Его творчество принадлежит сразу двум столетиям.


Последний живописец века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену.

Бугаевский-Благодарный И. В.
Портрет Боровиковского. 1824г.

Владимир Лукич Боровиковский 1757- 1825 гг.  Его творчество принадлежит сразу двум столетиям.  Последний живописец

Слайд 81Он создал множество прекрасных портретов своих cовременников.
Портрет кн.

А.Б. Куракина.

Анна Луиза Жермена де Сталь, 1812

Он создал множество прекрасных портретов своих cовременников.Портрет кн.     А.Б. Куракина.Анна Луиза Жермена де

Слайд 82Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на

рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным

Богоматерь с младенцем.

В молодости Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже   XVIII - XIX

Слайд 83В столице познакомился с Д. Г. Левицким, который стал его учителем.
Портрет Д. Г. Левицкого, 1796

г.
В столице познакомился с Д. Г. Левицким, который стал его учителем.Портрет Д. Г. Левицкого, 1796 г.

Слайд 84Портрет великой княжны Елены Павловны. 1796
Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному

портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы..

Екатерина II в Царскосельском парке
на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота. 1794г.

Портрет великой княжны Елены Павловны. 1796Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения

Слайд 85Портрет кн. Н.И.Куракиной.
Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы

создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.
Портрет кн. Н.И.Куракиной.Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

Слайд 86Наиболее ярко талант Боровиковского
раскрылся в серии женских портретов.

Портрет сестер кн.
А.Г.

и В.Г. Гагариных
Наиболее ярко талант Боровиковскогораскрылся в серии женских портретов. Портрет сестер кн. А.Г. и В.Г. Гагариных

Слайд 87Портрет Е.А.Нарышкиной.
Они невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению,

но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Портрет Е.А.Нарышкиной.Они невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению,

Слайд 88Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого

художник условно привносит мотивы русской сельской природы.
С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет.
Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины.

Портрет М. И. Лопухиной 1797 г. - одно из поэтичнейших произведений Боровиковского, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.

В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы.
Мягкая воздушная дымка заполняет пространство.

На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни.

Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской

Слайд 89В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи,

в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
В свои последние годы Боровиковский вернулся  к религиозной живописи,   в частности написал несколько икон

Слайд 90 Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший

от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Старость художника была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам. Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.

6 апреля 1825 г. В.Л.Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца.
Похоронен на Смоленском кладбище.

Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие

Слайд 91Домашнее задание.
Глава 9.
Попробуйте создать портретную галерею второй половины XVIII в.
Какие картины

в нее войдут и почему?
Домашнее задание.Глава 9.Попробуйте создать портретную галерею второй половины XVIII в.Какие картины в нее войдут и почему?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть