Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне.
Патриарх Никон, парсуна XVII в
Парсуна Иоанна Грозного
Федор Иванович.Парсуна 16 в.
Иоанн Грозный.
Парсуна. XVII-XVIII вв.
Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.
Михаил Скопин-Шуйский, парсуна 1650.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
Царь Михаил Федорович. Парсуна
Ермак. Парсуна XVIII в.
Патриарх Никон, парсуна XVII в.
Портрет Якова Федоровича Тургенева
Не позднее 1695. Неизвестный художник конца 17 в.
Лица людей, изображенных
на парсунах, объемны,
а одежда плоскостная.
Парсунам свойственны
черты парадного портрета.
Царь Алексей Михайлович
Парсуна XVII в
Л.К.Нарышкин.Школа Оружейной палаты. Неизвестный художник II пол. 17 века
Ряд благотворных
изменений,
которые сделали
Россию
равноправной
европейской державой:
армия, флот,
военные победы,
университеты,
европейская одежда
и этикет.
Насильственные
преобразования, нарушившие
естественный ход развития
России:
Падение уровня жизни и
грамотности;
Невостребованность изменений;
Долгий период нелегитимной
власти;
Размежевание дворянства
и народа как носителей разных
культур.
Приобретение
за границей
произведений искусства,
науки, техники
Обучение за границей
своих специалистов
за государственный счет
Привлечение
иностранных
специалистов
Но
1.Появляются такие элементы культуры,
для восприятия которых зритель не подготовлен.
2.Разрушается прежнее представление о красоте
и древний канон.
3.Художник старого типа начинает восприниматься
как неумелый, неграмотный.
«персонных дел мастер»,
любимый художник Петра I,
предмет его патриотической гордости перед иностранцами,«дабы знали,
что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
Екатерина I, 1717 г.
Портрет цесаревны Анны Петровны
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Портрет барона С. Г. Строганова.
Никитин сохранил главные свои особенности:
общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.
НИКИТИН И. Н. Портрет Петра I. 1717.
Петр I на смертном ложе.
Петр I на смертном ложе 1725 г...
В ноябре 1737 г. по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом».
В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.
Складывается искусство станковой картины
И.Аргунов. Портрет Хрипуновой,
Петр I, портрет неизвестного художника.
И.П. Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына.
А.Антропов Портрет имп. Екатерины II 1766
И.Никитин Портрет Петра I.
Боровиковский Екатерина II в Царском селе
Матвеев А. М. Автопортрет с женой. 1729.
А.М.Матвеев. Портрет кн.Ивана Алексеевича Голицына.
Автопортрет, 1784 г.
Портрет А.М. Измайловой.
Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».
Портрет Екатерины II. 1766.
В портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций
к. XVII- н. XVIII вв. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в.
В 1752 г. он получает заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного, построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли.
Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» .
Его учениками были П.С.Дрождин и Д. Г. Левицкий. Мастер передавал своим им прежде всего преданность натурной правде.
Портрет
М.А. Румянцевой.1764г.
Портрет архиепископа Санкт-Петербургского и Ревельского, архимандрита Александро - Невской лавры Гавриила Петрова.
В последний период А. П. Антропов все меньше создает портретов с натуры, но создает много икон.
И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского; в 1743 г. он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.
Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.
Екатерина II
Портрет А.А.Лазаревой
Портрет П. Б. Шереметьева 1760 г.
Портрет кн.
Е. А. Лобановой-Ростовской,
1754 г.
Некоторая жесткость в исполнении в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету княгини своеобразную хрупкую прелесть.
Портрет кн. И. И. Лобанова-Ростовцева. 1750 г.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Портрет Т. А. Ветошниковой. 1786
Портрет B. П. Шереметьевой 1768 г.
Левицкий Д.Портрет священника.
Портрет неизвестного пожилого человека с мальчиком
Портрет М. С. Бегичева
Он относится к числу редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность -с непосредственностью восприятия.
Портрет С.С.Яковлевой
Вознесение
Рождество Богоматери
Портрет Василия Дарагана . 1745г,
Портрет Ф.Н.Голицына в детстве
Девочка с птичкой
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
Ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г
Самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.
Его главная заслуга – создание интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.
Портрет В.Я. Новосильцевой
Ф. С. Рокотов. 1735(6)–1808
Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли во младенчестве. Она пережила своего мужа-поэта на 43 года .
Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.
Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца
он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя К тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя,
Сапфира!.. и небес. Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?.. Тобой я пламенею.
«Портрет неизвестного в треуголке»
«Портрет Орловой»
Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе
Портрет неизвестной.
Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми гг..
Портрет неизвестной в белом чепце. 1790-е гг.
Портрет Гр. Е.А.Мусиной-Пушкиной
Художник скончался в Москве 12 декабря 1808 года.
Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
автопортрет
Портрет графини Урсулы Мнишек.
Портрет Екатерины II.
Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
Портрет графини А.С.Протасовой
Портрет А.А. Воронцовой в детстве
Портрет дочери
Последний живописец века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену.
Бугаевский-Благодарный И. В.
Портрет Боровиковского. 1824г.
Анна Луиза Жермена де Сталь, 1812
Богоматерь с младенцем.
В молодости Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
Екатерина II в Царскосельском парке
на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота. 1794г.
Портрет М. И. Лопухиной 1797 г. - одно из поэтичнейших произведений Боровиковского, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы.
Мягкая воздушная дымка заполняет пространство.
На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни.
Старость художника была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам.
Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.
Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.
6 апреля 1825 г. В.Л.Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца.
Похоронен на Смоленском кладбище.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть