Слайд 1СОБОР И ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА
ВЕРСАЛЬ
Слайд 2СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА
Собор Святого Петра — огромный храм, возведенный над могилой святого,
принявшего смерть за веру. В строительстве участвовали почти все знаменитые итальянские зодчие XVI столетия. Размеры собора потрясают, но не менее замечательна драматическая история его строительства.
Слайд 3МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ
Собор Святого Петра расположен на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает,
что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз.
Слайд 4ИСТОРИЯ
Собор построен в честь христианского мученика Петра, который еще в I веке нашей эры
принял смерть за веру. В 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище.
Вскоре могила апостола стала объектом паломничества.
Слайд 5ИСТОРИЯ
Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику.
Сооружение получилось огромным: 64 на 119 метров. Дело в том, что многие праведники желали быть погребенными рядом с апостолом, поэтому все пять нефов храма служили заодно и кладбищем.
Простояла на этом месте базилика более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. От старого здания почти ничего не сохранилось, кроме мощей, кованых ворот, перекочевавших в новый собор скульптур и отдельных фрагментов мозаик. После смерти Николая V в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет.
Слайд 6ИСТОРИЯ
В 1506 году архитектор Браманте взялся за переделку всего здания, замыслив увенчать его огромным
куполом. Храм, задуманный Браманте, должен был представлять собой равносторонний крест. Но в 1514 году Браманте умер, и работы были поручены Рафаэлю. Он предложил вытянуть базилику в длину и сделать из нее латинский крест. Однако в 1520 году скончался и Рафаэль, а после его смерти в проект опять были внесены изменения: от идеи большого купола решили отказаться, отдав предпочтение элементам готики.
Слайд 7ИСТОРИЯ
В 1546 году Микеланджело, которому уже перевалило за семьдесят, взял на себя руководство строительством и возобновил
возведение купола. Мастер раскритиковал всех предшественников и вернулся к первоначальному плану Браманте — только немного изменил купол и подправил столбы под ним. Однако и от микеланджеловской версии мало что осталось: в нетронутом виде сохранилась только наружная часть апсиды, на которую простым смертным и посмотреть-то невозможно. Все остальное — включая пресловутый купол, проглядывающий решительно на всех римских видах, — после его смерти подкорректировали Виньола и Джакомо Делла Порта. Наконец фасад с портиком достроил в начале XVII века Карло Мадерна, площадь перед собором доделал через пару десятков лет Бернини, а интерьер потом обустраивали еще целое столетие.
18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII.
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Собор Святого Петра — по-настоящему титаническое сооружение. Вместе
с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186. Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Весь собор занимает площадь в 22 067 квадратных метров, и до 1990 года оставался самым большим христианским храмом на нашей планете.
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду
украшают статуи святых. Перед самым входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
Внутренние помещения собора впечатляют еще больше, чем внешняя архитектура. Потрясает вид уходящего вдаль пространства, в котором совершенно теряются люди.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Войти в собор можно через пять дверей. Крайняя
справа почти всегда заперта — открывается она только в юбилейный год. Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики и примечательна главным образом видами Рима, выкованными на ее створках мастером Филарете (XV век): в клеймах, изображающих мучения апостолов, фигурируют пирамида Гая Цестия. На внутренней стороне — подпись автора: небольшой барельеф, где Филарете, сидя на осле, возглавляет небольшую процессию строительных рабочих.
Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Оказавшись внутри, сразу упираешься в 29-метровый бронзовый балдахин
на витых по-восточному колоннах. За балдахином — апсида с причудливой золоченой конструкцией, сверкающей от проходящего сквозь купол света: это оклад, в который все тот же Бернини заключил остатки древней кафедры святого Петра.
Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы: тут похоронено несколько десятков Пап, а также стоят памятники выдающимся католикам королевской крови.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
По всему периметру собора — вереница капелл, где находятся
выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Большое количество посетителей привлекает первая справа капелла, где за толстым стеклом находится Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Далее следуют: Капелла Святого Себастьяна с надгробным памятником
Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Святого Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, и, наконец, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м,
статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения. Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади Св. Петра, с благословлением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру".
Надпись на фасаде: "IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII” (Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвел в честь князя апостолов).
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА
С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается
удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой великомученика, но для внесения окончательной ясности в этот достает безусловных археологических доказательств.
Слайд 16ВЕРСАЛЬ
РЕЗИДЕНЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ
КОРОЛЕЙ
Слайд 17ВЕРСАЛЬ
До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием
культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.
Слайд 18МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ
До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была
мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места — без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и болотистой. До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.
Слайд 19ИСТОРИЯ
Версаль (административный центр департамента Ивелин) — селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем
Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и Лувр, и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом — ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.
Слайд 20ИСТОРИЯ
Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения
многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.
Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.
Слайд 21ИСТОРИЯ
Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней,
по выравниванию почвы и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.
Слайд 22ИСТОРИЯ
На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные
искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде — морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.
Слайд 23ИСТОРИЯ
В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие
шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим,
так как вся территория идеально ровная — ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.
Слайд 25ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже
свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.
Слайд 26ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного
паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.
Слайд 27ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Зеркальная галерея — это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра,
в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.
Слайд 28ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена
Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако Франция ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль — это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.